Новости

Рождественский пост – время размышлений и внутреннего молчания

01.01.2015 Новости благочиния

   Мы, православные христиане, сейчас проходим поприще Рождественского поста и уже находимся в ожидании близящегося праздника Рождества Христова. В связи с этим редакция нашего сайта решила задать несколько вопросов священникам, ответы на которые, надеемся, будут интересны нашим читателям и прихожанам. В беседе приняли участие благочинный 5-го Минского городского округа протоиерей Александр Стреха, клирики Георгиевского прихода иерей Андрей Надумович и иерей Михаил Самков.

   — Хотелось бы начать нашу беседу следующим вопросом. Скажите, зачем нужен Рождественский пост?

   — протоиерей Александр Стреха: Все же пост – это воздержание, в этом его суть. Конечно, пост не заключается только в воздержании от пищи, а заключается, прежде всего, в том и направлен на то, чтобы с его помощью человек постарался воспитать свою волю в направлении делания того, что ему самому полезно, обуздать свои страсти и вредные привычки. Св. Иоанн Дамаскин говорил, что «если бы в посте всё дело было бы в еде, то святыми были бы коровы». Даже постной пищей можно объедаться. Однако пост учит воздерживаться. Если человек не может позволить себе то, что ему хочется, потому что у него нет такой возможности, – это еще не пост.   

   — иерей Михаил Самков: Главный смысл поста, любого поста – это ожидание, ожидание праздника. И как любое ожидание оно связано с определенными усилиями, с определенной подготовкой, внешней и  внутренней. Поэтому пост, и особенно Рождественский пост,– это период особого внутреннего молчания, когда мы готовимся к встрече того дня, в который вспоминаем великую тайну воплощения Господа, снисхождения Его к нам. И очень символично, что в древнем мире, незадолго до пришествия Иисуса Христа, тоже нарастало ожидание. Среди иудеев нарастало разочарование в мирских властях, в официальной идеологии. Они испытывали множество проблем с римлянами, которые притесняли их. Поэтому в литературных памятниках того времени, которые созданы незадолго до пришествия Иисуса Христа, уже слышны темы ожидания пришествия Мессии, который принесет в этот мир новый порядок, новую реальность. Вот эти ожидания, который существовали в то время, символически, наверное, совпадают с теми ожиданиями, которые есть в нынешнем времени, в нынешнюю эпоху. Современная эпоха – это эпоха разочарования, эпоха полная боли, эпоха, когда мы ждем чего-то нового, изменения ситуации в разных сферах жизни.

   Сам пост помогает нам понять, что ожидать изменения следует не где-то вовне, а внутри себя, что изменения эти должны начинаться в какой-то отдельной точке мира, и этой точкой мира являемся мы сами. Потому пост – это не только время, ожидания новой реальности, но и подготовка к этой реальности, когда мы внутренне себя перебарываем, изменяем свое внутреннее пространство, свой мир. И вот, пост, как воздержание от пищи, – это всего лишь один из аспектов этой подготовки, который отнюдь не самый главный, но который, тем не менее, имеет важное значение, для того чтобы помочь нам внимательнее всмотреться в самих себя, в свой в мир, который часто неведом нам, и понять, что же нужно сделать там, с чего начать изменения себя.

   — иерей Андрей Надумович: Для каждого христианина образцом является Господь Иисус Христос. Господь, не имея ни одного греха, не имея никаких страстей, никаких погрешностей в своей жизни, сам постился и показал пример, что нам тоже надо поститься. Как известно, пост – это время очищения души. В течение жизни человек постоянно грешит: словами, делами, мыслями, поступками, но покаяние у него, как правило, не сильное, не глубокое. А вот пост помогает приобрести это сильное покаяние, помогает человеку очиститься от грехов. Сам Господь постился и сразил этим дьявола. Так и христианин сражает дьявола постом и молитвой.

   Некоторые говорят так, что поститься необязательно, не нужно. Главное никого не обижать, никому ничего плохого не делать, а телесный пост, связанный с пищей, он не нужен. Но это заблуждение. Если человек не постится, не соблюдает пост телесный, т.е. ест скоромною пищу, то, как правило, он становится раздражительный, гневливый, сразу же множество страстей, множество грехов начинают воевать в его теле… При этом духовного поста, который в первую очередь должен быть, не будет без поста телесного. Он помогает духовному посту и потому обязательно нужно поститься. Конечно, акцент мы делаем в посту на духовное: стараемся больше молиться, сдерживать свой язык, стараемся никого не осуждать, делать как можно больше добрых дел…

   Иногда бывают такие смешные ситуации, когда человек начинает скрупулезно относиться к посту, приходит в магазин и начинает отслеживать строго, что там, в батоне, в каких-то мучных продуктах, есть. Если иногда угощают за столом, начинает спрашивать, есть ли там яйцо или еще какой-нибудь скоромный продукт. Конечно, – это фарисейство, на это обращать внимание не надо.

   — Расскажите, пожалуйста, об истории Рождественского поста, его особенностях?

   — иерей Михаил Самков: Можно отметить, что первоначально пост перед Рождеством длился всего лишь неделю. Впоследствии, не ранее 8-го столетия пост Рождественский удлиняется до 40 дней, создавая, таким образом, параллель с Великим постом, который тоже длится 40 дней. Получалась такая гармония, параллелизм, что двум самым большим праздникам литургического года соответствуют два самых больших поста. Но Рождественский пост в целом отличается меньшей строгостью по сравнению с Великим постом, однако имеются, конечно, богослужебные отличия. На достаточно позднее происхождение Рождественского поста указывают литургические особенности этого периода… Так, если пришествие Великого поста мы чувствуем уже с самых первых дней его, а это отражается в том, что меняется само богослужение, оно становится более продолжительным, меняется тематика песнопений, более того появляются какие-то элементы уникальные для Великого поста, которых нет в другое время года, то в Рождественском посту мы ничего подобного не видим. Его пришествие в плане богослужебном почти никак не отмечается, кроме того, что в ряде служб, в определенных местах, начинают петься песнопения, посвященные празднику Рождества… А вот начиная с последней недели перед Рождеством, там уже появляется действительно много новых песнопений, намного больше посвященных Рождеству, чем во весь предшествующий период. Но опять-такиструктурно богослужение практически никак не отличается.

   — Над чем бы вы посоветовали задуматься в этот пост, поразмышлять, на что обратить внимание внутри себя, во внешнем поведении, в отношении к ближнему?

   — иерей Андрей Надумович: В первую очередь человек должен подумать о своих грехах. Должен исправиться за время поста, хоть немного приложить усилий к исправлению. Если был человек гневливый, то бороться в этот момент с гневом, если человек объедается, то должен приложить усилия, чтобы побеждать чревоугодие, если он завистлив был, он борется с этой страстью, если человек блудник, то он должен от этой страсти отойти. Но исправляться надо не надеясь на свои силы, а, только надеясь на помощь Божию, которую всегда будет оказывать Господь Иисус Христос.

   Нужно поразмышлять над тем, кто родится в мире, что в мире родится Христос, и какой я по отношению к Богу, мое личное отношение к нему. Как я отношусь к Богу, как я себя виду, как я живу. Так ли требует от меня Христос, и хочет ли так. Изменяюсь ли я за это время. Об этом нужно думать, а также об изменении своего внутреннего существа, своей внутренней жизни. Но, не унывая только. Когда мы смотрим внутрь себя во время поста, а это надо делать не только во время поста, мы иногда ужасаемся, унываем, видя свои никчемности, свою грязь, порочность, как мы далеки от совершенства. Поэтому не будем унывать, а будем трудиться, просить помощи Божией, особенно в посту. В посту легче бывает побеждать страсти.

   — иерей Михаил Самков: Прежде всего, я бы посоветовал научиться концентрироваться не только на вопросах диетических: что съесть, в каком количестве? Это, к сожалению, часто составляет сущность поста для многих. Но действительно использовать те возможности, которые открывает пост, возможности для размышлений над тайной Рождества. Над тем, как Бог действует в этом мире. И увидеть, прежде всего, что наш Господь, смиренный Господь, который не заставляет, не проявляет все свое величие, но становиться таким, как и мы, беззащитным, беззащитным перед стихиями природы, перед властями этого мира. Достаточно вспомнить, что Ирод устраивает преследование, потом всю жизнь Иисуса Христа преследовали и изгоняли. Это также напоминает, что и мы должны научиться быть беззащитными, но доверять свою жизнь Богу, и понимать, что в этом мире мы никогда не будем своими, а будем всегда чужими. Людьми, у которых подлинный их дом не здесь на Земле, а на Небе. И еще над чем бы я посоветовал задуматься в Рождественский пост – это над тем, как Бог действует в моей жизни и, как я могу вместе с Богом трудиться над изменением, как себя, так и этого мира. Бог имеет определенный план, замысел относительно этого мира. Вот наша задача – это распознать, какое место я занимаю в этом замысле, что я могу и должен сделать. Может быть, я должен что-то изменить только в своей частной жизни, может, я как-то могу и должен, распознав этот Божий замысел, поучаствовать в изменении в общественной жизни. Т.е. нужно попытаться посмотреть на свою жизнь с более широкой перспективы и подойти к осмыслению этого праздника, не как к какому-то индивидуальному событию, моему личному, когда я должен отчего-то там отказаться, чему-то научиться, но и попытаться просто вдуматься в такие более универсальные вещи, как Бог действует в мире и, какое место моя жизнь занимает в этом замысле Божием. Таким образом, как-то расширить свой кругозор, ощущение этого праздника.

   — Для большинства людей Новый год является семейным праздником. Подскажите, как встретить Новый год и не нарушить пост и ожидание Рождества?

   — иерей Михаил Самков: На мой взгляд, Новый год это чудесный повод для того, чтобы прославить Господа за то, что Он дал нам прожить еще один год, как называется он в церковных текстах, «год милости Божией». Это также возможность оглянуться назад и посмотреть, что произошло в этом году, что я сделал не так, чего я не смог добиться и чего смог добиться, как-то подвести итоги. Это возможность поблагодарить Бога за открывающиеся новые возможности с наступлением нового года. Для меня Новый год – это еще один повод для благодарения с одной стороны, а с другой стороны – это возможность, которая не так часто выдается в нашем мире, действительно побыть с семьей, посвятить это время общению. Замечательно, если есть возможность посетить богослужение в этот день, посетить литургию, где можно поблагодарить Бога за прошедший год и за наступление нового. И ничего плохого, чтобы мы встретили этот праздник вместе за столом, я также не вижу. Ведь что такое литургия, евхаристия – это тоже собрание всех верных, всех христиан за стол, за трапезу, где Господь нам предлагает небесную пищу. И замечательно, если мы побудем на этой небесной трапезе, но прекрасно, если мы соберемся и для семейной трапезы. У нас появляется еще одно время, одна возможность побыть друг с другом, посмотреть друг на друга, сделать приятное друг другу. Для этого не обязательно включать телевизор, включать музыку. Достаточно сесть и смотреть друг другу в глаза. И, конечно этот обед, этот ужин может сопровождаться и принятием какой-то пищи. Ничего плохого, если эта пища будет торжественная, праздничная, также нет. Потому что любой праздник всегда сопровождается пищей, которую дает нам Бог, праздничной пищей.

   Конечно то, что этот праздник попадает на время поста, что не так-то давно и стало обычаем, потому что еще до смены в 1918 году календаря православные христиане, в том числе и на территории Российской империи, праздновали Новый год после Рождества… И никаких проблем с этим праздником не существовало. Но, к сожалению, так сложилась наша история, что Новый год сейчас попадает на время поста. Поэтому, конечно, определенные ограничения на пищу, конечно, существуют, но вполне допустимо сделать эту пищу более разнообразной, например, введя рыбные, морские продукты.

   — протоиерей Александр Стреха: Церковь не против праздников как таковых. Она выступает против того греха, который творится в эти праздники.

   — иерей Андрей Надумович: Мы знаем, что Церковь на Новый год установила даже молебен на начало гражданского нового года. Конечно, христианину недопустимо во время Нового года чрезмерно застольничать, веселиться, танцевать, разговляться, потому что идет пост. Но я думаю, что посмотреть какой-то фильм или послушать выступление президента – это не грешно и можно, но, не увлекаясь развлекательными передачами, нецеломудренными фильмами, что недопустимо в посту.

   — И последний вопрос. Скажите, как сохранить плоды поста и поделиться с ними ближними, в после рождественское время?

   — иерей Михаил Самков: Конечно, встреча Рождества это тоже прекрасный повод быть вместе с семьей, собраться вместе за праздничным столом. Но есть еще одна опасность, которая преследовала нас весь пост, она не меньше грозит нам собственно и во время празднования, когда мы столько же начинаем уделять внимание опять-таки диетическим вопросам, что приготовить и как приготовить. Это все замечательно, это все здорово, стол должен быть праздничным, но было бы хорошо вот это совместное пребывание дома все-таки тоже посвятить каким-нибудь размышлениям, подведению итогов того, что было сделано и попытке вместе понять, подумать, какие, если так говорить символическим языком, какие подарки мы можем принести младенцу Христу, что мы можем Ему подарить. Как говориться в Евангелии, волхвы принесли золото, ладан, ангелы принесли хвалу, а что мы можем принести. Что мы принесли, с чем мы подошли к Рождеству и что мы еще можем сделать и чем можем отблагодарить Господа.

   Празднование должно состоять не только в том, что мы идем на службу, собираемся за столом, но и в том, что мы вместе, это было бы мне кажется чудесная семейная традиция, мы вместе размышляем над текстом Писания, над данным событием. Это, то, что уходит из наших семей, а может быть, этого и никогда не было в наших семьях, ведь мы не привыкли быть вместе, не привыкли общаться. Мне кажется – это чудесный повод, чтобы пообщаться всем вместе, высказать свои мысли вслух, поразмышлять. Пускай это будет коротким временем, пускай это займет полчаса, но полчаса такого интенсивного, вдумчивого и радостного общения значит очень-очень многого. Оно дает то, чего не хватает современному миру, – чувство единства, близости друг с другом.

   — иерей Андрей Надумович:  При этом нужно продолжать контролировать себя. То, что мы приобрели за время поста, над чем потрудились, молились, ограничивали себя в чем-то, вот это нужно продолжать делать, не давая себе поблажек. Потому что человек чуть-чуть отвлечется, а потом начинает впадать в тяжелые грехи, начинает терять то, что приобрел во время поста.

   — протоиерей Александр Стреха: Да, мы должны стараться воздерживаться не только в пост. Ведь пост и плоды поста проявляются и в том, что человек, имеющий возможность совершить грех или просто позволить себе что-либо, добровольно воздерживается от этого. Как говорил апостол Павел: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). 


   — А как нам поделиться плодами поста и рождественской радостью с ближними, которые лишены общения, семьи?   

   — иерей Андрей Надумович: Нужно делиться, делая дела любви к ближнему: голодного накормить, жаждущего напоить, странника принять, поднести, подвезти, угостить, поддержать, поздравить, уступить, не раздражаясь, показывая пример любви по отношении к ближнему. Быть образцом! Не только говорить и наставлять, а быть образцом для ближнего.

   — иерей Михаил Самков: Конечно, любой праздник церковный – это повод быть с теми, у кого нет той возможности, какая есть у нас, например, посещать богослужения, побыть в окружении семьи, потому что у них ее просто нет. Это повод навестить этих людей, как-то приобщить их к этому празднику. Пускай это будет краткий визит. Это возможность донести дыхание и аромат праздника этим людям. Но я бы хотел обратить внимание как раз таки на повседневный аспект. Очень многие светские праздники нас опустошают, потому что после бурного веселья приходит обыденность. И сам переход от праздника к обыденности очень сложный, и  сами праздники проходят крайне бурно, так что мы иногда истощаемся эмоционально. Я думаю, что христианские праздники, они как раз таки дают человеку не истощение эмоциональное, а насыщают его и это дает ему возможность потом, в повседневной жизни, делиться вот этим зарядом бодрости, зарядом радости, который дает ему встреча праздников христианских.

   Понятно, что избежать суеты, которую создает наш повседневный житейский ритм – это невозможно, и многие действительно боятся растерять это: ту сосредоточенность, те мысли, то состояние, к которому они пришли. Но мне кажется, если каждое утро после праздника будем вспоминать, вставать и настраивать себя, посвятим кратенько время тому, чтобы настроить себя, напомнить, что мы являемся свидетелями Христа, что в праздновании Рождества, в Причащении получили какую-то радость, небесную радость, и что мы можем делиться этой радостью. Вот тогда, тогда мы не будем рассеиваться, не будем терять плоды праздника, а приумножать их. Т.е. единственно верный путь сохранения радости праздника – это делиться этой радостью, это постоянно напоминать себе об этой радости, несмотря на все сложности, трудности. И приходя на работу, пожалуйста, мы можем делиться ей, возвращаясь домой с работы, ничто нам не мешает опять вспомнить о Господе, и о той рождественской радости, и поделиться ей.

   Вот умение делиться своим состоянием радости, этими плодами праздника, мне кажется, – это самый верный способ не растерять то, что у нас внутри есть, а приумножить. Важно также сохранять ту дисциплину, которую мы приобрели во время поста, когда мы учились и приучали себя регулярно читать священное писание и размышлять над ним, молиться. Это также нам даст возможность сохранить радость и глубину праздника надолго.

   — Благодарю Вас за интересную беседу!

Беседовал Игорь Волынкин

georgievskoe.by

Все фото

Кликните для увеличения и просмотра