Новости

Не «добрый дедушка»: почему в святителе Николае нам ближе всего милость

18.12.2018 Общецерковные новости

Он, говорим мы, милует

Священник Сергий Круглов

Кто таков для нас, что называется, в массовом сознании, Никола Чудотворец? Все мы наизусть знаем тропарь: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя…», но все же первое слово, применимое у нас с вами к святителю Николаю, – милость.

Он, говорим мы, милует.

Узельцы три злата подал… Невинных от казни спас… Моряков уберег от бури… И что? Такой вселенский добрый дедушка?..

Ну, добрый, конечно, да, кто спорит. Злых святых вообще не бывает.

И милует, конечно. Только что оно такое – милость?..

Милость – давно и широко распространенное и трактуемое в нашей культуре понятие: «И милость к падшим призывал»… О милости мы с вами, ну или многие из нас, обычно (чтоб не написать «автоматически») заводим речь, едва слышим о том или ином наказании для тех, кого мы предпочли бы объявить невиновными (как часто, к слову – именно нас самих, родимых!.. Как тот заяц в басне, который сначала пакостил, а потом падал на землю и верещал: «Лежачих не бьют!..»). Настоящей милости, по правде сказать, шибко в нашей жизни не хватает, она вещь редкая (кто прочтет сказанное мною до конца, может быть, сообразит, почему…).

Каждый век и каждое поколение христианской цивилизации создает свои нюансы, свои акценты на том, кого считать достойными милости падшими (список «вызовов века сего» очевиден, каждый может его составить сам). Под проявлением христианской милости мы, в круговерти нашей суетной современной жизни, разумеем прежде всего – милость к явным грешникам, к тем, кто явно виноват в нарушении того и сего.

Интересно в этом аспекте, кстати, что те, кого, судя по житию, спасал Никола Чудотворец, грешниками-то как раз и не были: три несчастные дочки бедняка готовились идти на панель не потому, что были распущенны и одержимы сексом с первым встречным, а потому, что отец и нужда заставляли; те, от кого святитель отвел меч, были осуждены невинно; ни в чем не провинились и несчастные, погибающие в море моряки…

Конечно, мало кто из нас тут же не вспомнит слов из Евангелия: «Милости хочу, а не жертвы»! Хорошие слова и правильные, Самим Христом сказанные. Как легко и привычно мы с вами их цитируем по поводу и без повода!..

Misha Maslennikov/flickr.com

Представьте Христа, Который сел за стол с депутатами и бизнесменами

Давайте посмотрим на них поближе?

Вот рассказывает нам евангелист Матфей, сам один из участников описываемого:«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:9-13). В переводе Кузнецовой – проще и точнее: «…там собралось множество сборщиков податей и прочих грешников…»

Не с бедными бомжами под забором Иисус объедки собирал, как сентиментально порой видится нам в этом случае, вовсе нет. Он ел за одним столом с довольно сильными мира сего – со сборщиками налогов. С быками в малиновых пиджаках.

С коллекторами, один из которых вчера, может быть, за долги выкинул на улицу твою старенькую тетку и отобрал у нее квартиру. Ел за довольно богато накрытым, как можно предположить, столом.

Какое отношение к таким людям было у большинства иудеев? Да понятно какое. Представьте Христа, который на виду у пенсионеров сел за стол с депутатами и бизнесменами, ободравшими до нитки население. И вот этим пенсионерам, справедливо и со слезами обиды пеняющим Ему, Христос и цитирует слова из книги пророка Осии: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6).

Не ваших ритуалов, а вас самих

Почему – «не жертвы»?

Не правильного поведения вашего, даже – религиозно правильного, говорит Бог (которое – да, да, сто раз да! – Я же вам и заповедал, но не в том дело-то!..).

А – милости. А откуда растут корни этой «милости»? Из простого человеческого сострадания, из «гуманизма» только, или – из еще каких-то более важных глубин?

Прочитаем всю эту шестую главу из пророка Осии:

«В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: “пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю”. Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая.

Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне. Галаад – город нечестивцев, запятнанный кровью. Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости. В доме Израиля Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль. И тебе, Иуда, назначена жатва, когда Я возвращу плен народа Моего».

Ох, грозные слова (да у пророков они чаще всего – все такие, на то и пророки)!..

Обращенные – к верующим, к «правильным», к «своим».

Поганец ты вообще-то, возлюбленный Мой Израиль, говорит Господь. Но Я тебя люблю и хочу верить, что после Моих наказаний ко Мне же и придешь, и что-то у тебя в голове наконец прояснится, и вот тогда и помиримся…

И квинтэссенция слов Божьих: Богообщения хочу, а не жертвоприношения. Не ваших ритуалов, а вас самих.

Misha Maslennikov/flickr.com

То же повторяет правоверным иудеям и Христос, садясь за стол не с вполне себе приемлемыми традицией «вдовой и сиротой» (хотя Он бывал и с ними, как мы знаем), а с явными нечестивцами-мытарями (и эта ситуация еще более «ломает шаблон», создает у фарисеев «когнитивный диссонанс» и высекает живую искру истины): узнайте Бога поближе, будьте с Ним по-настоящему, а не номинально, и поймете, как, что и почему Я делаю.

Имейте Его духа в себе и поймете, что такое настоящая милость и почему вот эти грешники – вы тогда узнаете и увидите и их по-настоящему, без шор и предубеждений – вполне могут оказаться на пути в Царство Божие впереди всех, внешне вполне себе «кошерных».

Не филантропией измеряется святость

К чему я это всё говорю? Вовсе не к тому, чтобы как-то принизить значение милости, конечно. А к тому, чтобы обратить внимание на простой и неприглядный факт, бытующий среди нас сплошь да рядом: насколько легко, дешево, бездумно мы, особенно – церковные, порой к этому понятию милости относимся. Насколько мы сами ничем порой не рискуем, призывая «милость к падшим». Насколько сами подчас совершенно этой милости не имеем, когда ситуация призывает, чтобы милость оказал не Бог и не Его святой, а именно и лично мы…

Принести жертву Богу, как совершить затверженный традиционный религиозный обряд, так даже и оторвать от себя лучшее и отдать Богу («Богу – еще согласен! Но – этому?!!..») – куда проще, легче, душевно комфортнее, чем оказать милость явному нечестивцу, грешнику, врагу.

И еще вот к чему. В тропаре святителю Николаю (я знаю, что это общий «святительский» тропарь, но все же), вообще-то, нет слова «милость», в нашем нынешнем гуманистически-сентиментальном понимании. Главное, что произошло со святителем Николаем и за что мы поем ему хвалу: тебя, отче, правилом веры и образом кротости, а также учителем воздержания, сделал не столько ты сам, сколько таким «яви тя стаду твоему яже вещей Истина», то есть таким явил тебя людям – Истина, Суть вещей, Сам Бог.

Главная суть служения святителя Николая – познать Бога Живого и наладить связь с Ним и своей паствы, дать почувствовать Бога и всем жителям Мир Ликийских, и нищим и власть имущим, и тем морякам, и тем спасенным от казни.

Не гуманизмом и «узельцами тремя злата» (хотя и они нужны, конечно), не филантропией в первую очередь измеряется святость – а живой жизнью с Богом, как Он есть.

Думаю, именно об этом и стоит в первую очередь просить святителя Николая, хоть Зимнего, хоть Вешнего: помоги мне научиться знать Бога так, как познал ты!

А просить «трех узельцов»… Что ж, можно просить и их, ведь, как сказано, любящему Бога всё на свете поспешествует во благое.

Не стоит только видеть в святителе Николае исключительно доброго дедушку, который только и знает, что находить потерянные нами вещи, дорогу без навигатора или утраченное здоровье.

Тем более видеть его как светского Санта-Клауса.

Хотя даже Санта-Клаус, и тот по традиции спрашивает: «Ну, дети, а как вы вели себя в течение года?»

 

www.pravmir.ru

 

Все фото

Кликните для увеличения и просмотра