Великий пост - важнейший и самый древний из многодневных постов. Это время подготовки к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению.
Смысл Великого Поста
Пост – это время, когда вместе со сменой богослужебной жизни меняется и повседневная жизнь христиан. Главным ее наполнением становятся молитва, покаяние, усилия для изменения образа мыслей, действий и слов человека.
Также пост – это время для примирения с близкими, воздержания от ссор и конфликтов, осуждения, обид. Во время поста принято уделять особое внимание делам милосердия и помощи нуждающимся.
Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому что именно на любви основывается всякая христианская добродетель.
Также пост – это время для примирения с близкими, воздержания от ссор и конфликтов, осуждения, обид. Во время поста принято уделять особое внимание делам милосердия и помощи нуждающимся.
Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому что именно на любви основывается всякая христианская добродетель.
Священники о смысле Поста
«Пост — это то время, когда человек освобождает себя для Бога, прежде всего, когда он максимально старается пространство своего сердца, пространство своего ума, пространство своей души освободить для Бога. Желудок тут, в общем, по большому счету, стоит на втором, на десятом месте, потому что Бог не на желудок смотрит, в конце концов. «Сын, дай мне твое сердце» — вот слова Священного Писания. Поэтому пост, прежде всего, когда человек начинает поститься, для него самым важным было — что сейчас во мне, какой хлам мне мешает или Богу мешает во мне пребывать, во мне воцариться и действовать, меня просвещать».
Протоиерей Алексий Уминский
«А самое главное для нас – это то, о чем говорил преподобный Сергий Радонежский, – преодоление ненавистной розни мира сего.
Мы легко друг друга осуждаем, легко друг друга обижаем, относимся пренебрежительно друг к другу, без должной заботы и без должного уважения, без любви.
Цель поста в этом и заключается – чтобы мы возрастали в любви, чтобы тепло нашего сердца доносили до тех, кого Господь ставит на нашем пути, чтобы с нами было хорошо нашим близким».
Мы легко друг друга осуждаем, легко друг друга обижаем, относимся пренебрежительно друг к другу, без должной заботы и без должного уважения, без любви.
Цель поста в этом и заключается – чтобы мы возрастали в любви, чтобы тепло нашего сердца доносили до тех, кого Господь ставит на нашем пути, чтобы с нами было хорошо нашим близким».
Протоиерей Александр Ильяшенко
В чем заключается Великий Пост
Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной (непостной) пищи.
Для каждого человека проведение Великого поста является индивидуальным творчеством и заключается в личных усилиях, сосредоточенности на своих, особых подвигах.
Тем не менее, можно выделить общие для всех направления: организация духовно-молитвенной жизни, отказ от определенных видов развлечений, особое внимание к близким, направленное на то, чтобы сделать отношения более глубокими, содержательными, исполненными любви.
Также пост - это время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения своих грехов на исповеди и достойно причаститься святых Христовых Таин.
Молитва в Великий Пост
Молитвенная жизнь в пост предполагает особое усердие и бОльшую, чем в обычное время, ответственность. Христианин может выбрать для себя определенное молитвенное правило, которое может включать утренние и вечерние молитвы, каноны, молитвословия из Триоди Постной, другие любимые молитвы. В домашнее молитвенное правило следует включить также и молитву святого Ефрема Сирина, которая многократно читается в храме в будничные дни Великого Поста. |
Молитва святого Ефрема Сирина
Это покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста.
При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.
При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении? Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу»
Протопресвитер Александр Шмеман о молитве Ефрема Сирина
Богослужения в Великий Пост: что необходимо посетить?
Очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно — на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого поста раскрываются только на будничных службах. Это и многократные повторения молитвы Ефрема Сирина, и пение тропарей часов с земными поклонами, и, наконец, Литургия Преждеосвященных Даров — не приобщившись к ним, невозможно ощутить духовное богатство великопостных служб. |
Календарь Поста
Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы– сорока дней – и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой.
Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей – 48 дней.
Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей – 48 дней.
5 марта
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
12 марта
Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы
19 марта
Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
26 марта
Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника
30 марта
Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, полностью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 30 марта (совершается накануне – 29 марта, вечером).
1 апреля
Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста– 1 апреля (поется накануне, в пятницу вечером – 31 марта).
2 апреля
Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской
8 апреля
Лазарева суббота
9 апреля
Неделя 6-я Великого поста, «неделя вáий» (пальмовых ветвей), Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье
С 10 апреля
Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа
Литургия Преждеосвященных даров
Литургия Преждеосвященных даров – одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин.
Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной литургии и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.
Литургия Преждеосвященных даров служится вместе с великопостной вечерней. В древности служили по вечерам, воздерживаясь от пищи целый день.
Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной литургии и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.
Литургия Преждеосвященных даров служится вместе с великопостной вечерней. В древности служили по вечерам, воздерживаясь от пищи целый день.
Великий покаянный канон святого Андрея Критского
В самом начале Великого поста, как исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон святого Андрея Критского.
Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. На утрене в четверг Пятой седмицы поста канон прочитывается полностью.
Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.
Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. На утрене в четверг Пятой седмицы поста канон прочитывается полностью.
Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.
«Но облобызай покаяние!» — так восклицает святой Андрей в одном тропаре Великого канона. Греческое слово «покаяние» означает не только раскаяние, но решительную, хотя иногда и мучительную, трудную, скорбную, перемену ума. Ум должен измениться! От греха и забот, от угрызений и терзаний мира сего, от тленности и уничтожения ум должен, изменившись, вернуться к тому состоянию, которое изначально даровал человеку Бог. Покаяние есть процесс всей жизни, вот почему покаяние требуется и впервые осознавшему свой грех человеку, и святому, достигшему великих высот подвижнической жизни».
Протоиерей Сергий Правдолюбов о Великом каноне святого Андрея Критского
Как подготовиться к исповеди
Великий Пост - это время покаяния, когда христианин должен испросить у Господа прощения своих грехов на исповеди и достойно причаститься святых Христовых Таин.
Исповедь принято совершать после вечернего богослужения или утром, непосредственно перед литургией. При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, нужны только вера и покаяние. Приготовиться к исповеди – значит проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих, помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. |
«Исповедь — это таинство примирения с Богом. Представьте, что вы сильно обидели близкого вам человека. Обидели так, что при встрече вам даже в глаза ему посмотреть будет трудно. Но если он действительно вам дорог, вы находите в себе силы попросить прощения. И человек, увидев вашу искренность, вас прощает. Примерно то же самое происходит и на исповеди. По образному выражению, которое нередко можно найти у святых отцов, наши грехи словно «кирпичики», из которых постепенно складывается стена между нами и Богом. И разрушить ее можно только посредством покаяния».
Игумен Нектарий (Морозов) об исповеди
Пост в пище: как правильно соблюдать
В правилах поста Православной Церкви указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых верующие должны по возможности стремиться. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост, что следует делать по благословению священника. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение непосильных правил может принести вред и телу, и душе, во втором случае не будет достигнуто нужное телесное и духовное напряжение. |
Как поститься, если работаешь?
«Конечно, следует стараться больше обычного посвятить храмовой, общей молитве. Но, если не получается, то хорошо бы попытаться что-то изменить в своем обычном правиле. Больше молиться — не значит пролистывать больше страниц канонника или молитвослова, чем в другое время. Думаю, это значит уделять больше времени внутреннему обращению к Богу.
Попробуйте отвести себе время: 20–30 минут утром и вечером (кто-то может и больше) на такую сердечную молитву. Попробуйте поклоны с такой молитвой. Не потому что это входит в обязательное постовое правило, а потому что позволит вам иначе ощутить силу такой молитвы. Это невозможно без примирения с теми, кого обидели, с кем имеется немирность. Недаром пост начинается Прощеным воскресеньем.
Не буду ничего лишнего говорить о пище: мера воздержания это личное дело каждого человека или его духовного наставника, если это наставничество основано на обоюдной христианской любви и послушании. Скажу лишь, что часто бывает куда сложнее поститься количественно, чем качественно. Постных и не самых дешевых продуктов сейчас множество. Но мы забываем, что постом еда должна быть самой дешевой с тем, чтобы сэкономленные деньги потратить на добрые дела».
«Конечно, следует стараться больше обычного посвятить храмовой, общей молитве. Но, если не получается, то хорошо бы попытаться что-то изменить в своем обычном правиле. Больше молиться — не значит пролистывать больше страниц канонника или молитвослова, чем в другое время. Думаю, это значит уделять больше времени внутреннему обращению к Богу.
Попробуйте отвести себе время: 20–30 минут утром и вечером (кто-то может и больше) на такую сердечную молитву. Попробуйте поклоны с такой молитвой. Не потому что это входит в обязательное постовое правило, а потому что позволит вам иначе ощутить силу такой молитвы. Это невозможно без примирения с теми, кого обидели, с кем имеется немирность. Недаром пост начинается Прощеным воскресеньем.
Не буду ничего лишнего говорить о пище: мера воздержания это личное дело каждого человека или его духовного наставника, если это наставничество основано на обоюдной христианской любви и послушании. Скажу лишь, что часто бывает куда сложнее поститься количественно, чем качественно. Постных и не самых дешевых продуктов сейчас множество. Но мы забываем, что постом еда должна быть самой дешевой с тем, чтобы сэкономленные деньги потратить на добрые дела».
Игумен Агафангел (Белых) о том, как поститься работающему человеку
Как поститься детям, беременным и больным людям
Больные, дети, беременные женщины могут поститься легким постом, воздерживаться лишь от определенных скоромных продуктов, либо ограничивать воздержание некоторыми неделями или днями в течение поста.
Совершенно очевидно, что с детей не стоит требовать выполнения всех постных предписаний, предназначенных для взрослых людей.
Если ребенок высказывает осознанное желание поститься, то можно ему помочь и облегчить постный рацион.
«У ребенка совсем иное представление о грехе и до определенного возраста у него нет понятия о духовной борьбе. Например, маленьких детей, которые еще не исповедуются, нагружать серьезными постными дисциплинами было бы даже и опасно, потому что дети развиваются, и их пост должен быть в пище самым незначительным. То есть должны быть просто отдельные элементы поста. Ребенка всегда надо хорошо кормить, можно постной пищей, но разнообразной. Поэтому присутствие в рационе ребенка молочных продуктов и иногда, когда ребенок ослабевает, заболевает, мясных бульонов, мяса, вполне возможно».
Протоиерей Алексий Уминский о детском посте
«Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку.
Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить – а то можно, а это?
Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка, и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство».
Протоиерей Александр Ильяшенкоо посте беременных
Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить – а то можно, а это?
Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка, и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство».
Протоиерей Александр Ильяшенкоо посте беременных
"Постимся постом приятным"
Вот как выражено содержание поста в известной стихире, которую любят цитировать за столом, обрывая в самом неподходящем месте.
«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».
Как видно, в данном молитвословии нет каких-либо намеков на вкусную постную пищу. Слово "приятно" здесь использовано в изначальном значении – это то, что принято. О каком приятии здесь речь, кем наш пост принимается? Ответ следует из текста: «приятным, благоугодным Господеви».
«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».
Как видно, в данном молитвословии нет каких-либо намеков на вкусную постную пищу. Слово "приятно" здесь использовано в изначальном значении – это то, что принято. О каком приятии здесь речь, кем наш пост принимается? Ответ следует из текста: «приятным, благоугодным Господеви».