Новости

Торжество Православия: Установление праздника

28.02.2015 Новости благочиния

  В первое воскресение Великого поста православная Церковь отмечает праздник Торжество православия. Что это за праздник, когда он был установлен, в связи с какими событиями и почему празднуется именно в этот день? Редакция нашего сайта решила узнать ответы на эти вопросы и обратилась к клирику Георгиевского прихода г. Минска иерею Михаилу Самкову. 

  Первое воскресение Великого Поста имеет особое название - «Торжество Православия» и отмечается очень торжественно. Хотя само происхождение этого праздника в принципе никак с постом не связано.

  Нам известна точная дата появления этого праздника – 11 марта 843 г. А поскольку в тот год данная дата пришлась как раз на первое воскресение Великого Поста, то с тех пор Торжество Православия всегда отмечается в первое воскресение предпасхального подготовительного периода.

  Установление этого праздника связано с преодолением серьёзнейшего внутрицерковного кризиса, который переживала Церковь в Византии, начиная с середины VIII в. и до середины IX в. Этот кризис был связан с появлением т.н. ереси иконоборчества. Иконоборцы отвергали возможность почитания святых изображений, то есть икон. В свою очередь, т.н. иконопочитатели отстаивали подобную возможность. Вопрос об изображениях был спорным в Церкви с самого начала христианства. В первые века христианства не существовало икон в том виде, как мы их знаем сейчас. Раннее христианское искусство носило скорее символический характер, изображение служили выражением определенных мыслей о Христе и Церкви. И лишь позднее, где-то с IV в. развивается собственно иконописание. Но уже в то время были и противники икон. Так, древний христианский историк Евсевий Кесарийский на вопрос о том, где можно найти истинный телесный образ Христа, ответил, что истинный образ Христа каждый христианин должен носить в сердце.

  Уже в VII в. иконопочитание стало естественной частью Церковной жизни. В тоже время стали распространяться грубые, языческие формы иконопочитания, когда оно начало приобретать характер идолопоклонства и заменяться грубым суеверием. Против этого и восстали иконоборцы. Хотя, конечно, дискуссии между икнопочитателями и иконоборцами касались более глубоких и серьёзных вещей, чем просто возможность писать иконы. Фактически, они были продолжением более давних споров относительно богочеловечества Иисуса Христа. В рамках этих споров, раздиравших византийскую Церковь почти столетие, было сформулировано православное учение  о почитании икон. Чествование икон и поклонение им, по учению VII Вселенского Собора, относится не к веществу иконы, не к дереву и краскам, а к тому, кто изображен на иконе и, следовательно, не имеет характера идолопоклонства.

Беседовал Игорь Волынкин

georgievskoe.by

Все фото

Кликните для увеличения и просмотра