Главное – стремление к чистоте
Всё очень по-разному. Сколько людей, столько ситуаций. Есть такие люди, которые могут каждый день исповедаться и всегда по существу, глубоко и искренне. А есть, кто приходит раз в год и нечего сказать…
Вопрос, зачем человек исповедуется. Помните, как у Галича: «Просто потому, что так положено, я прошу прощенья у людей…» Вот и не у людей, а у Бога кто-то просит прощенья «просто потому, что так положено». Тогда действительно никакой духовной жизни и тоска. И помочь непросто. Но такие, как правило, еженедельно и не приходят.
Духовная жизнь предполагает стремление к чистоте, жажду быть лучше. Чем сильнее это стремление, тем острее совесть реагирует на любые отклонения от правды. И тогда проблемы нет.
Разбираем грехи по одному
Если человек приходит каждую неделю, то общение с ним не ограничивается исповедью. Я знаю о нем гораздо больше, чем о других людях, знаю его семью, обстоятельства его жизни, чем он занимается, где работает, и много других вещей. И я вижу, что нужно решить с этим человеком в данный момент, над чем мы будем работать особенно внимательно.
У каждого из нас есть своя слабость, порок, недостаток, от которого надо избавиться. Например, для человека особенно актуально раздражение на данном этапе его жизни. Может быть, я другие вопросы и не буду задавать, вместо этого разберем внимательно самую «больную» личную проблему.
У кого-то это лживость, у кого-то – хвастливость. Причем я спрашиваю подробно: «Расскажи, в чем ты похвастался, как это было». Так, постепенно, человек начинает преодолевать этот свой недостаток. Потом появится что-то другое.
Решаем задачу
Итак, ставим конкретную задачу и начинаем ее решать. Во-первых, человек должен увидеть в себе конкретный грех и возненавидеть его. Когда люди в чем-то конкретном начинают регулярно исповедоваться, у них совесть обычно обостряется. То есть, если я, осознав в себе реально какой-то порок, в нем исповедуюсь, то каждый раз, когда я снова в него впадаю, совесть реагирует очень болезненно. И это хорошо, потому что такая болезненность и является залогом того, что потихонечку это плохое уходит.
Например, ложь. Человек принял решение ни при каких обстоятельствах не говорить неправду. И каждая исповедь будет разговором о том, как это получается. И надо конкретно и честно рассказать о каждом случае, когда обманул. У кого-то другая проблема. Тщеславие, сварливость, жадность, похотливые мечтания…
Да мало ли! Исповедь – не отчет в проделанных грехах, а кропотливая работа над преодолением недостатков. Есть же древняя мудрость: «Не важно, чтобы я был лучше других. Важно, чтобы сегодня я был лучше того, кем был вчера». Если мы так ставим задачу, то исповедь будет средством ее решения. И тогда она не будет формальной. Если я верю (а в это надо верить!), что с Божией помощью можно достигнуть необыкновенной чистоты и душевной красоты, если я хочу этого (а надо хотеть!), то каждая исповедь станет еще одной ступенькой на этом пути, какой бы частой она ни была.
Наблюдаем за динамикой
Очень важно наблюдать за динамикой. Допустим, человек всех осуждает. И он понимает, что это плохо. Говорит об этом в очередной раз на очередной исповеди. И я, если человек действительно хочет бороться с этим, иногда прошу его, чтобы он в течение недели записывал имена всех, кого он осудил.
А на службе в воскресенье пусть, допустим, за каждого свечку поставит или поклоны сделает. В следующий раз человек уже видит – неделю назад он десять свечек поставил или десять поклонов сделал, а сегодня уже – семь, то есть – видно движение.
Или, наоборот, сегодня – в два раза больше, значит, нужно усилить молитву, улучшить работу. Это частные рекомендации определенным людям в конкретных случаях, я не призываю всех поступать подобным образом.
Важно, чтобы человек всё контролировал, не просто называл грех, а у него была бы некая система работы над этим грехом, чтобы были видны усилия.
Я где-то прочитал однажды, что если человек в течение целого года будет избавляться хотя бы от одного своего недостатка, то уже через несколько лет он будет гораздо прекраснее, чем был до этого!
Понятно, что с остальными грехами тоже нужно бороться, но если хвататься за все сразу, то в итоге ничего не получается.
Исповедь – не разговор с психологом
Есть люди, которые горели и пламенели, а потом остыли и всё забыли, хотя до этого, казалось, они никогда не потухнут. А есть люди, которые вроде бы ни то, ни се в смысле веры, а потом вдруг что-то в них произошло. Тут каждого человека Господь ведет своими путями. Поэтому очень важно, чтобы мы воспринимали исповедь не как разговор между священником и исповедующимся, по типу беседы с психологом, а всё-таки – как разговор с Богом. Исповедь должна проходить в контексте молитвы.
Нужно, чтобы и священник молился за того, кто исповедуется, и человек не просто учитывал свои грехи, отвечал на вопросы, а чтобы он действительно молился о них. Потому что всё равно все те проблемы, которые мы с вами ставим, окончательно решает Дух Святой. Когда приходит Дух, тогда всё и начинается, тогда пропадает формализм, которого мы так боимся. А нет Духа – тогда любые мои правильные вопросы, любые действия ни к чему не приведут, я просто в какой-то степени уподоблюсь психологу.
Священнику подсказывает Господь
Моя задача как священника – сделать так, чтобы на исповеди человек встретился со Христом и чтобы он исповедовался не мне, а исповедовался Христу, чтобы услышал то, что скажет ему Христос. А скажет Он ему, может быть, через меня, то есть мне положит на сердце, как священнику, что ему сказать. Или, может быть, я даже ничего не скажу, а ему это в молитве как-то откроется. Это уже один Господь знает. Если будет молитва (именно молитва, живой разговор человека с Богом, а не «вычитывание» правил), то и с исповедью будет всё нормально.
В каждой конкретной ситуации Сам Господь подскажет священнику, что кому нужно сказать. У меня бывали такие случаи, когда человек подходит и хочется что-то сказать ему, и, в конце концов, говоришь какие-то правильные слова. И даже тебе самому кажется, что вот вроде что-то правильное сказал. Но видишь, что человек это никак не воспринял, всё оказалось мимо.
А бывают случаи, когда совершенно ничего не собирался человеку говорить, толком не подумав, произнес что-то, что сию секунду пришло в голову, на твой взгляд незначительное. А человек к тебе подходит через несколько дней и говорит: «Батюшка, как вы мне тогда сказали, у меня вот всё в жизни перевернулось, изменилось! Сейчас я на всё по-другому смотрю». Хотя я и забыл, что говорил. И ты понимаешь, что здесь действует Господь, и на Него нужно уповать, просить, чтобы произошло, как в стихе псалма: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142:10).
Записала Оксана Головко