Отсюда напрашивается простой вывод: проповеди должно быть много. Согласно притче, и количество обратившихся должно быть куда больше, чем 1–5 процентов населения, стоящих в наших храмах в воскресенье. Если следовать логике притчи, как минимум четвертая часть общества способна воспринять Евангелие, что называется, с лету – им лишь нужно его адекватно донести. Мы и близко не имеем таких цифр, и это значит, что большинство наших людей еще не услышали полноценного евангельского благовестия на современном, понятном им языке.
Кто они, наши соотечественники, до сих пор не пришедшие в храмы? Безнадежные грешники, отъявленные беззаконники, злые еретики, упорные противники Православия? Конечно, нет. Это наши люди, крещеные, во всем такие же, как и мы. И мне не верится в то, что мы такие чуткие в восприятии истины, и поэтому пришли в Церковь, а они такие грешные и бесчувственные, и потому вне Церкви. Скорее всего, их и наша ситуация различается только тем, что с нами кто-то побеседовал, порекомендовал нужную книгу, позвал, объяснил, а с ними этого не случилось. Нас кто-то ввел в Церковь, а их кто-то оттолкнул от Церкви или привел в секту – вот и все отличие.
Поэтому проповеди нужно больше, и служение проповедника сегодня должно стать одним из самых важных церковных послушаний. Более того, нам необходимо во многом изменить устоявшийся взгляд на участие мирян в евангельском благовестии.
* * *
Проповедуй слово, настой во время и не во время (2 Тим 4, 2), – писал апостол Павел Тимофею. «Не жди времени, но, коль скоро видишь, что проповедь нужна и может принесть пользу, проповедуй, в каких бы обстоятельствах ты ни находился»[1], – комментирует слова апостола святитель Феофан (Затворник). Да, заповедь здесь адресована епископу, но не есть ли это общий для всех христиан принцип действия? Если видишь, что дается возможность сказать о Христе, говори. Посодействуй Богу в спасении драгоценной человеческой души.
Если видишь, что дается возможность сказать о Христе, говори
Мы почему-то забываем о том, насколько ценнее всего в мире даже одна-единственная душа, насколько она дорога для Господа. Это ведь та самая потерявшаяся овечка, ради которой Сам Спаситель готов оставить 99 овец незаблудших. Та, о которой говорит и апостол Иаков: Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5,19–20). О ней же пишет и великий Златоуст: «Ничто не может сравниться с душой, даже целый мир. Хотя бы ты раздал бедным бесчисленные богатства, ты не сделаешь столько, сколько обративший одну душу»[2].
Но нас не только не интересует спасение хотя бы одной души – мы почему-то совсем не озабочены тем, что миллионы наших соотечественников не знают Бога, не ходят в храм, становятся сектантами. Такое равнодушие обличает поверхностность нашей веры, отсутствие любви и плохое понимание христианства вообще.
Веровать во Христа – значит возвещать о Нем всему миру
Например, мы бываем уверены, что это не наше дело, что их «Бог приведет». Мы не хотим понять, что Бог приводит человека в Церковь через человека же – иначе Христу не нужны были бы апостолы. Господу необходимы проповедники, говорящие о Нем и живущие по Его заповедям, приводящие других к истине. Поэтому Церковь Христова изначально рождается как Церковь благовествующая, причем на разных языках. Веровать во Христа – значит возвещать о Нем всему миру. Веруем, потому и говорим (2 Кор. 4, 13), – писал апостол Павел.
А бывает, мы считаем, что проповедью обязано заниматься исключительно духовенство. Дескать, это их работа. И вновь ошибка, потому что к благовестию призвана вся Церковь, а она состоит не только из епископов, священников, монахов, но также из мирян. Да, духовенство должно быть в авангарде, но без нас оно ничего не сделает, как и генералы не смогут воевать без армии. Генерал силен армией, а армия сильна генералом. Причем практика показывает, что духовенство часто зажигается и подталкивается к проповеди именно мирянами. А миряне, в свою очередь, берут пример с духовенства. Так и должно двигаться дело вселенской проповеди, получая приращение то с одной, то с другой стороны.
Есть еще распространенный тезис, часто ставящий преграду к развитию миссионерства. «Не спеши учить других, научи прежде самого себя», – говорят нам многие духовники, старцы, подвижники. Безусловно, они правы. Но ведь речь не идет об учительстве, а о том, чтобы поделиться с другими людьми главной радостью жизни. Борьба со своими грехами и свидетельство о Христе Воскресшем должны осуществляться параллельно. «Я знаю, что я плохой христианин, но все, что я говорю о Христе – правда», – сказал, кажется, митрополит Антоний Сурожский. Проповедь о Христе – это когда один нищий рассказывает другому, где найти кусок хлеба. Учить дано не всем, но свидетельствовать о Господе словом и делом необходимо каждому.
Да, проповеднику придется бороться со своим тщеславием и превозношением, впрочем, как и всякому христианину, пытающемуся сделать что-то хорошее. Гордость может испортить любое доброе дело, но это не значит, что добродетели нужно опасаться. Что лучше – не делать ничего доброго, чтоб не возгордиться, или все же творить добродетель, по возможности избегая превозношения, каясь в малейших его проявлениях?
* * *
Бывает, кто-то пытался рассказать родственнику или знакомому о радости христианства, но встретил непонимание. Провал возможен как в первый, так и во второй, и в третий раз. Что делать? Молиться Богу о себе и о тех, кто нас слушает. Учиться на своих ошибках, повышать уровень своей религиозной образованности. Так и выковывается проповедник, проходя через опыт неудач и ошибок. Необходимо трудиться дальше и не унывать. Златоуст пишет: «Если ты не убедишь сегодня, убедишь завтра: если и никогда не убедишь, получишь полную награду; если не убедишь всех, то, может быть, из многих – некоторых; ведь и апостолы убедили не всех людей, но ко всем простирали свое слово и получили награду за всех. Бог обыкновенно назначает венцы, взирая не на конец подвигов, а на расположение подвизающихся»[3].
Бог часто скрывает от нас плоды нашей проповеди, чтобы мы не возгордились
Добавим к слову святителя еще и то, что Бог часто скрывает от нас плоды нашей проповеди, чтобы мы не возгордились. Например, мы сказали о Христе в компании друзей и не увидели никакого отклика. Но кому-то семя попало в сердце, и возрастет оно через многие годы, когда, возможно, наше общение с данным человеком прервется. Таких случаев немало.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...[4]
* * *
Проповеди должно быть много. Пока время благоприятствует, мир необходимо наполнять словесным исповеданием христианства. Да, жизнь по Евангелию – на первом месте, но вместе с жизнью по вере необходимо и слово веры. Вера от слышания, а слышание от слова Божия(Рим.10, 17), – и это слово нужно произнести. Кому? Нам, церковным людям. И оно вовсе не обязательно должно прозвучать на многолюдном стадионе или в какой-то другой значимой аудитории и длиться час или два. Нет, оно может быть малым и скромным и направленным к одному, двум, трем людям, к которым мы не имеем права быть равнодушными и которые готовы нас слушать. Если мы за всю свою жизнь приобретем для Господа хоть одну душу, наша награда не отнимется от нас.
Размышляя об этом, давайте еще раз прислушаемся к человеку, приведшему к вере тысячи и несомненно получившему великую награду от Бога. К человеку, толкования которого легли в основу православной экзегезы Священного Писания. Обратимся к тому, кто не позволял себе быть равнодушным к спасению ближних и не пропустил ни одного случая для проповеди Евангелия. Послушаем святого Златоуста.
«Из-за того, что ты не можешь спасти всю вселенную, не пренебрегай немногими, и, устремляясь к великому, не лишай себя малого. Если ты не можешь обратить ста человек, постарайся обратить десять; если не можешь десяти, не пренебрегай пятью; если не можешь и пяти, не пренебрегай одним; если не можешь и одного, и тогда не унывай и не оставляй делать то, что можешь. Не видишь ли, как в торговле занимающиеся ею заключают сделки не только на золото, но и на серебро? Если мы не будем пренебрегать малым, то получим и многое; а если пренебрежем малым, то нелегко получим и многое. Богатыми делаются, собирая и малое и многое. Так будем поступать и мы»[5].