Новости

Преподобная Мария Египетская: пример отклика на голос Божий

02.04.2015 Новости благочиния

  Пятая неделя Великого поста посвящена памяти преподобной Марии Египетской. Что выделяет Марию Египетскую среди святых? Какое назидание мы можем увидеть в ее житии? Чему можем научиться? Чтобы ответить на эти вопросы мы продолжаем цикл бесед с клириком Георгиевского прихода  иереем Михаилом Самковым.

  — Добрый день отец Михаил. Расскажите, пожалуйста, почему Церковью в пятую неделю Великого поста установлена память преподобной Марии Египетской? Что выделяет Марию Египетскую среди других святых?

  — Мне не хотелось бы пересказывать житие преподобной Марии, дабы сохранить какую-то интригу среди читателей, чтобы они могли сами обратиться к этому произведению, тем более, что составлено оно действительно в том числе и как высокохудожественное произведение со своим драматизмом. Почему именно Марию Египетскую выбрали, чтобы вспомнить ее подвиг на 5-й недели Великого поста? С одной стороны чего-то предельно необычного в ее жизни нет. Достаточно много похожих примеров можно найти и в житиях других святых. Подобных ситуаций, когда святые часть своей жизни вели совсем неподобающим образом, было достаточно много. Например, они были разбойниками, убийцами, но какой-то переворот происходил в их жизни, и становились людьми высоких моральных качеств и достигали высокого совершенства. Поэтому житие Марии Египетской – это не единственный пример в истории христианской церкви. Но ее подвиг очень показательный.

  Я думаю, почему именно ее память совершается в пятую неделю Великого поста, потому, что здесь показывается особый драматизм, который сопутствует духовной жизни человека. Если говорить вкратце, то основной сюжет жития, т.е. жизни Марии Египетской, можно свести к следующим эпизодам. На протяжении значительной части своей жизни она вела распутный образ жизни. Она была, как говориться по-славянски, блудницей. Однако в какой-то момент, как бывает у многих людей, происходит встреча с Богом. Причем мы не знаем, когда эта встреча произойдет, и что может послужить толчком, импульсом, к изменению нашей жизни. И вот, в один из таких моментов, когда вроде бы ничего не предвещало каких-то кардинальных изменений, Мария Египетская захотела зайти в храм, чтобы увидеть Животворящий Крест Господень. Столкнувшись с неким невидимым препятствием, которое преграждало ей путь, через небольшое время она сердцем поняла, что нечистота ее дел мешает ей войти в храм. Кажется, внешне такое не примечательное событие, ведь, сколько людей проходит мимо храма, сколько людей видят иконы и ничего не происходит. Но это именно та тайна, тайна встречи, которая происходит в жизни человека. Внешне ни чем не примечательное событие, которое полностью переворачивает жизнь человека. В результате, Мария осознает всю неправоту, всю глубину своего падения и решает уйти в пустыню. Издавна пустыня считалась в христианской традиции местом войны между Богом и темными силами, а также местом особого духовного подвига. И там, в пустыни, Мария проводит несколько десятилетий своей жизни, оставаясь долгое время никому не известной, пока один из монахов, которые традиционно из египетских монастырей уходили во время Великого поста в пустыню, вдруг не встречает ее в пустыне, и она рассказывает ему историю своей жизни, историю глубокого падения, но самое главное, историю постепенного восхождения к совершенству, восхождения к Богу.

  Почему эта история помещена во второй половине Великого поста? Мы с вами прошли уже определенный пик, определенную кульминацию поста, которая была в воскресение, когда поднимался и выносился для поклонения крест Господень. Вынесение Креста, напоминало христианам, что путь к Царству Божьему, путь к воскресению, обновлению жизни, лежит через труд, через подвиг. И вот житие Марии Египетской как раз таки показывает этот путь и этот подвиг – путь умирания со Христом и воскресения с Ним, который ведет к Царству Божиему. Это житие показывает, что какой бы глубины падения не достиг бы человек, всегда возможно покаяние, всегда возможно изменение, всегда возможно встать и пойти к Богу. Бог всегда ждет человека независимо от того, в каком состоянии он находиться. В той системе Великого поста, которая задумана создателями богослужений, подвиг преподобной Марии для христиан – это еще раз напоминание о том, что, казалось бы, Великий пост уже близится к завершению, и где-то в этот период у людей уже бывает, не хватает физических, душевных, внутренних сил для прохождения постного подвига – должен напомнить и ободрить христиан для дальнейших подвигов в оставшееся время Великого поста.

  В четверг 5-ой седмицы Великого поста на вечернем богослужении читается житие Марии Египетской, в котором все верные могут еще раз вспомнить эту классическую историю, напомнить себе о милосердии Божием, насколько сильно он может изменить покаянием человека. Также, одной из примечательных особенностей данного богослужения является то, что на этой вечерней службе служиться канон Андрея Критского. Тот самый канон, который мы уже читали на первой неделе Великого поста и который служил введением в период поста, создавал тональность Великого поста. Но, если на первой недели он разделялся на четыре части, то на этой службе весь канон читается целиком, чтобы мы могли еще раз сверить свое внутреннее духовное звучание с тем камертоном, звуком, тональностью, которая содержится в канон преподобного Андрея.

 

— Насколько важен пример Марии Египетской для нас христиан? На что этот пример должен нас побуждать в деле осмысления своего душевного состояния?

  — Случай Марии Египетской особенный, в том плане, что она не ждала никаких изменений. Они сами ее нашли. Важно то, что она откликнулась на голос Божий, что она услышала его, и он оказал определенное действие. Нам также нужно научиться слышать голос Божий. Понять, что от меня хочет Бог здесь, сейчас, сегодня, в конкретный момент моей жизни, каким он хочет видеть меня сейчас, каких вершин, этапов духовной жизни я должен достичь. И самое важное – это не только научиться слышать этот голос, но и как-то отвечать на него. Нужно быть внимательным к тому, что происходит внутри нас, в нашей жизни. Т.к. Господь говорит через обстоятельства, через наши внутренние движения душевные, и нужно всегда быть готовым к ответному действию на этот призыв Божий.

— Как услышать этот голос или как правильно его понять и выработать решимость к действию?

  — Вряд ли здесь можно дать какие-то рецепты, методологию, как это все делается. Просто нужно быть внимательным. Чтобы быть внимательным, нужно научиться останавливаться в этом стремительном потоке нашей жизни и уметь немного задумываться над тем, что же в ней происходит. Это то, чего не хватает часто нам – умение рефлексировать, умение как-то размышлять о том, что происходит с нами, внутри нас. Такое умение как-то останавливаться в жизни и задумываться, будет потихонечку вырабатывать в нас эту чуткость к голосу Божию.

  — Спасибо вам, отец Михаил, за интересную беседу.

Беседовал Игорь Волынкин

georgievskoe.by

 

Все фото

Кликните для увеличения и просмотра