В этот день вспоминаются события, происходившие в Иерусалиме незадолго до крестных страданий Иисуса Христа. Сам праздник тесно связан с праздником предыдущего дня – Лазаревой субботой Она посвящёна воспоминанию воскрешения праведного Лазаря, который уже четыре дня находился во гробе. Это событие произвело огромное впечатление на иудеев и стало широко известным народу. На праздник Пасхи в Иерусалиме собралось множество людей. Были среди них и те, кто хотел видеть Иисуса. И вот, за пять дней до Пасхи Господь торжественно въезжает в город на молодом ослёнке. Подробно это событие описывает апостол и евангелист Иоанн. Давайте обратимся к отрывку, который читается в этот день за Божественной Литургией.
Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.
Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
В церковном календаре этот праздник называется также Неделей ваий, а в народе – вербным воскресеньем. Главным символом праздника является верба. Мы приносим её в храм в подражание людям, которые встречали Спасителя с пальмовыми ветвями в руках.
Как и в любой двунадесятный праздник, богослужения в этот день насыщены смыслами и наполнены радостными песнопениями. Накануне, 24 апреля, в храме в честь Минской иконы Божией Матери настоятель, протоиерей Александр Стреха, совершил Всенощное бдение. Ему сослужили клирики храма: протоиерей Валерий Дроздов, иерей Анатолий Дубинец, иерей Святослав Рогальский и диакон Михаил Стреха. Во время полиелея, после чтения 50-го псалма, была прочитана молитва на освящение вербы.
В сам день праздника было совершено две Божественные Литургии. Раннюю совершил иерей Святослав, позднюю – протоиерей Александр в сослужении с иереем Анатолием и диаконом Михаилом.
Одной из центральных мыслей проповедей была та, что важно стараться всегда приветствовать Господа радостным восклицанием: «Осанна!» и стараться не произносить самой своей жизнью, своими греховными поступками: «Распни Его!»
Праздником Входа Господня в Иерусалим завершается Великий пост и начинается Страстная седмица – время, когда Церковь сопереживает Спасителю и вспоминает последние дни Его земной жизни. Шаг за шагом от последних бесед до Тайной вечери, предательства Иуды, взятия под стражу, суда, распятия и погребения.
Постараемся же провести эти дни вместе с Церковью, помня, что после скорби нас ждёт светлая пасхальная радость о воскресении нашего Спасителя!