Любить людей без Бога очень трудно. Поститься без Бога тоже невозможно и даже вредно. Понять Бога без любви совсем нельзя. Читаем в сегодняшнем Евангелии:
Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
Как же так случилось, что апостолы не только не поняли Иисуса, но даже и не слышали Его?
Вспоминая Марию Египетскую, Церковь напоминает нам о том, что Бог воспринимается не только умом. И даже менее всего умом. Бог иррационален и постигается иррационально. То, что условно называют «сердцем» – лучший орган для постижения Бога. А пример Марии – пример такого сердечного сверхрационального общения с Богом.
Мария Египетская была, несомненно, талантлива сердцем. Как иначе можно объяснить то, что будучи полностью порабощена блудным грехом, она смогла услышать голос Божией Матери на входе в храм. Как она смогла ощутить на себе то, что Бог отталкивает ее от дверей храма?
Кто из наших современников и праведников слышит Божию Матерь? Кто из наших современных блудников ощущает на себе руку Бога? Она не только услышала голос Неба, она еще и поняла его.
Странно. Идут апостолы-праведники и не понимают Христа. Стоит Мария пред дверьми храма, и ей все понятно. Апостолы идут за Христом в Иерусалим и боятся. Мария бежит за Христом в пустыню и радуется. Апостолы разбежались от креста. Мария с воодушевлением сама себя «распяла» в пустыне.
Как могла грешница оказаться впереди апостолов? Они видели и ели с Иисусом. Она ничего о Нем не знала. Они слушали Христа каждый день и могли всегда прикоснуться к Нему и не верили Ему, вплоть до воскресения. Ей достаточно было одного взгляда на икону, чтобы поверить сразу и безусловно.
В чем причина? Вспомним, кого более всех любил Господь? Иоанна. Почему? Потому, что тот более других был полон любовью. Отсюда делаем заключение: Богу дороже всего любовь.
Сегодня читается еще одно Евангелие, в котором рассказывается о другой блуднице, которая купила на все свои деньги драгоценного мира, возлила его на ноги Христа, омыла их слезами и отерла волосами. И характерный диалог Христа с фарисеем. Фарисей был абсолютно прав, укорив Христа в том, что люди закона не общаются с людьми греха. Он был прав с точки зрения закона. А Христос был прав с точки зрения того, что возвышается над законом – с точки зрения божественной любви.
Христос использовал покаяние блудницы для того, чтобы показать новую реальность отношений Бога и человека, основанную не на договоре обмена услугами, не на законе, не на меновых отношениях, а на бескорыстной любви. Блудница отдала Иисусу все что имела. Она ничего не ждала взамен. Она даже не смела стать пред Его лицом и только плакала, стоя в ногах возлежащих людей. Христос на ней показал новый образец угодника Божия – кающегося грешника, полного любви к Богу. Точно так же Мария Египетская, как только услышала голос Божией Матери и почувствовала в себе отблеск благодати Святого Духа, тут же отдала Богу все то лучшее, что имела – себя и свою любовь.
В истории человечества произошел тектонический разлом. Ушло время закона. Пришло время любви. И Церковь, озирая подвиг любви, показывает нам образец такого нового человека любви – Марию Египетскую. Услышала и вняла. Вняла и сделала. Сделала и приняла венец. Приняла венец и вошла на небо. Была противна ангелам, а под конец жизни стала угодна даже хищному льву, который помог Зосиме вырыть ей могилу.
Что происходит с нами и нашим сердцем, если мы не слышим Бога, не понимаем Его, не служим Ему, не принимаем от Него свой венец и не входим с Ним в Царство Небесное?
Омертвение холодного сердца.
Прийти на Пасху с холодным сердцем есть страшное дело. На Светлую неделю многие с запозданием осознают, что не допостился, или вообще только-только начал поститься, как пост кончился. Еще страшнее осознать на Пасху то, что ты, стоя в церкви на пасхальной заутрене, остаешься чужим среди этой пасхальной радости. Глаз радуется службе, а сердце или спит или едва трепещет, и сонливость гонит прочь из храма. Пустой пост обвиняет человека, у которого нет дел любви, и обнаруживает его сердце, чуждое Богу.
В эту неделю всем тем, кто не умеет любить, следует подумать о том, что без любви все наши достоинства – прах. Без любви Богу не нужен наш пост. Без любви мы сами не нужны Богу. Да и Бог без любви, человеку тоже не нужен. Жизнь без сердца – это беспрерывная боль и усталость. Без любви человек живой труп.
Неделя Марии Египетской – предпоследняя неделя поста. Начались эти недели с теории, а оканчиваются практикой. Вот, все тайны нам открыты, и языками ангельским мы можем молиться, а где любовь? Где дела? И какой плод этого поста мы покажем Христу? Эта неделя есть экзамен посту. В последнюю неделю уже будет не до того. Там ожидается полное погружение в драматургию последних дней жизни Христа и духовное соучастие в распятии и воскресении со Христом.
Но если у нас не включилось сердце, как оно включилось у Марии Египетской, то какое там соучастие в распятии и воскресении? Наше следование за Христом будет театральным перформансом, а не реальным переживанием. Мы непременно разбежимся, как те ученики, которые шли за Христом в Иерусалим, сами не зная для чего. И тогда последняя неделя поста принесет нам лишь тяготу, усталость, приступы голода, головокружение и тяжелую голову.
Но скажите, как же можно жить без сердца? Жить, не внимая ему, жить, не понимая его, жить, не ощущая в нем Бога? Зачем тогда пришел Христос, зачем Он тогда воскрес и зачем тогда сошла на нас благодать Святого Духа? Без всего этого мы, в лучшем случае, фарисеи. Это в лучшем случае. Ни то ни се. Ни поста, ни Пасхи. Пасха без любви – обжорство. Пост без любви – лицемерие. Зачем эти бессмысленные подвиги и убытки?
Надо быть честным с самим собой и с Богом. Если Бог есть, значит надо жить так, словно Он есть. Если Он есть, и живешь так, словно Его нет, то ты живешь бессмысленно и теряешь вдвойне: и жертвы, и виды на вечную жизнь.
Осталось всего одна неделя обычного течения поста. Это так мало. Это так много. Она посвящена всем работникам «одиннадцатого часа»
Кто успел придти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за своё промедление.
Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит.
Мария Египетская пришла как работник одиннадцатого часа. И ее упокоил Господь. И ее помиловал. И ее одарил. И ее принял. Только за то, что она Его полюбила честно и всей душой. Ведь она ушла в пустыню не ради тяготы и мучений. Она ушла в пустыню по любви, потому что там, в ее тишине, она могла быть с Богом в неразлучном общении и наслаждаться близостью Бога без суеты и рассеянности
– Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
Эти слова Иисус сказал другой Марии, но они, проникнув сквозь века, достигли ушей Марии Египетской и сделали ее счастливейшим человеком на Земле, сердце которого наполнилось самой высокой божественной любовью. Эти слова достигли и наших ушей, как их достигли и слова жития Марии Египетской. Вот, мы все услышали, все нам стало понятно. Осталось самое трудное и почти не выполнимое – связать мысли, любовь и действие так, как это сделала Мария Египетская.
Из рассказа Марии Египетской о самой себе и о том, как она беседовала(!) с Богородицей:
Обещаю Тебе с этого времени уже не осквернять себя более никакою плотскою скверной, но как только увижу Древо Креста Сына Твоего, отрекусь от мира и тотчас уйду туда, куда Ты как Поручительница наставишь меня».
И когда я так помолилась, почувствовала вдруг, что молитва моя услышана. В умилении веры, надеясь на Милосердную Богородицу, я опять присоединилась к входящим в храм, и никто не оттеснил меня и не возбранил мне войти. Я шла в страхе и трепете, пока не дошла до двери и сподобилась видеть Животворящий Крест Господень.
Так познала я тайны Божии и что Бог готов принять кающихся. Пала я на землю, помолилась, облобызала святыни и вышла из храма, спеша вновь предстать пред моей Поручительницей, где дано было мной обещание. Преклонив колени пред иконой, так молилась я пред ней:
«О Благолюбивая Владычице наша Богородице! Ты не возгнушалась молитвы моей недостойной. Слава Богу, приемлющему Тобой покаяние грешных. Настало мне время исполнить обещание, в котором Ты была Поручительницей. Ныне, Владычице, направь меня на путь покаяния».
И вот, не кончив еще своей молитвы, слышу голос, как бы говорящий издалека: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой».
Мария услышала, и сделала в полном согласии с тем, как услышала:
Я тотчас уверовала, что этот голос был ради меня, и, плача, воскликнула к Богородице: «Госпоже Владычице, не оставь меня, грешницы скверной, но помоги мне», – и тотчас вышла из церковного притвора и пошла прочь. Один человек дал мне три медные монеты. На них я купила себе три хлеба и у продавца узнала путь на Иордан.
На закате я дошла до церкви святого Иоанна Крестителя близ Иордана. Поклонившись прежде всего в церкви, я тотчас спустилась к Иордану и омыла его святою водой лицо и руки. Затем я причастилась в храме святого Иоанна Предтечи, съела половину от одного из своих хлебов, запила его святой Иорданской водой и проспала ту ночь на земле у храма. Наутро же, найдя невдалеке небольшой челн, я переправилась в нем через реку на другой берег и опять горячо молилась Наставнице моей, чтобы Она направила меня, как Ей Самой будет угодно. Сразу же после того я и пришла в эту пустыню».
Бог, творящий великие чудеса и великими дарованиями воздающий всем с верою к Нему обращающимся, да вознаградит и читающих, и слушающих, и передавших нам эту повесть и сподобит нас благой части с блаженной Марией Египетской и со всеми святыми, Богомыслием и трудами своими угодившими Богу от века.
Наш Иордан всегда рядом с нами. Это граница между замкнутым миром самолюбия и миром открытой любви. И за пустыней далеко ходить не надо. Мы живем среди людей, как в пустыне, потому что когда нет любви и каждый сам за себя – это и есть пустыня среди людей, которые одиноки. Мария Египетская обрела в пустыне блаженный покой не потому, что там никого не было, а потому, что пустыня была наполнена Богом. Помолимся и мы Богу, чтобы Он и нам открыл блаженство в пустыне людей, через наполненность нашего сердца Богом, которая происходит от чистого сердца, приобретенного трудами и молитвой.
Скоро Пасха. Одна неделя до Страстной. Это так много и это так мало, но достаточно для входа в Царство Небесное. Мария вошла в него всего за один день, имея всего три хлеба и любовь. Хлеб у нас есть. Мы можем купить очень много хлеба. Неужели сытость – в самом деле помеха любви? Помолимся, чтобы Господь не оставил и нас без любви и даровал любви гораздо больше, чем хлеба. Без любви мы никто. Без любви жизнь – страх и мука. Без любви это вообще не жизнь, а земная фаза смерти.
Подошла последняя деятельная неделя Великого поста. Помолимся Богу и преподобной Марии, чтобы и нас коснулась благодать Святого духа, родила в нас любовь, любовь – действие, действие – плод, плод – Божию милость и упокоение в Боге. Упокоение сердца в Боге – чистую радость Пасхи.