Наступила четвертая неделя Великого поста, которая называется Крестопоклонной. Какое значения она имеет для православных христиан, на что нас настраивает. Для ответа на эти вопросы мы продолжаем цикл бесед с клириком Георгиевского прихода иереем Михаилом Самковым, который поделился с нашей редакцией своими размышлениями на на этот счет.
Третье воскресение Великого поста посвящено воспоминанию Креста Господня и потому называется Крестопоклонным. На вечерней субботней службе, которая литургически относится уже к воскресному дню, на середину храма торжественно выносится Крест, который напоминает нам о том Кресте, на котором был распят Иисус Христос. На протяжении всей последующей недели Крест остается на середине храма, так что все верующие имеют возможность поклониться данной святыне.
Какое значение имеет данный праздник в контексте Великого поста? Ответ на этот вопрос даёт нам Постная Триодь – основная богослужебная книга в период Великого Поста, в которой содержатся все молитвы данного периода. Поскольку данное Крестопоклонное воскресение делит пост на две половины, то в одном из песнопений приводится образ путешественников, которые проделывают долгий путь к цели. На пути они, утомленные солнцем и дорогой, встречают прекрасное раскидистое древо, которое дает спасительную тень и возможность отдохнуть, чтобы уже со свежими силами продолжить путь. Великий пост сравнивается с таким путешествием, а все верующие – это путешественники, цель которых – достичь дня Воскресения Господнего. Крест является тем древом, в тени которого мы отдыхаем, освежаем силы, а воспоминанием о страданиях Христа с еще большим усердием готовы продолжить постный подвиг.
В этот день христиане вспоминают, что цель поста – в том, чтобы подготовить себя, свой внутренний мир и духовные чувства к восприятию и особому переживанию Страстной Седмицы и Дня Воскресения Господа. Вынесение Креста в это воскресение постепенно направляет наши размышления от видения своих грехов к тайне страдания и Воскресения Спасителя.
georgievskoe.by