Крестопоклонная неделя в Свято-Георгиевском приходе
22 марта 2020 года, в третье воскресенье Великого поста, Православная Церковь торжественно отмечает Неделю Крестопоклонную. Также в этот день вспоминаются 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.
История весеннего праздника в честь Животворящего Креста Господня
Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.
Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.
Со временем праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.
Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Крест сравнивается и с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.
По материалам сайта «Православие и мир» (pravmir.ru)
Краткое описание подвига святых сорока Севастийских мучеников
В триста тринадцатом году император Константин Великий подписал указ, и христиане были уравнены в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний продолжал преследовать и искоренять христианство. В своей части империи он устроил чистку даже в армии. В городе Севастии, ныне находящемся в одной из областей Турции, служил отряд из сорока воинов. Все они были христианами. Дружина отказалась принести жертву языческим богам. Тогда правитель придумал для них изощренную пытку. Стояла зима, был сильный мороз. Воинов привели на берег озера, покрытого льдом, и загнали в воду. Рядом приветливо мерцал огонек натопленной бани - мученикам достаточно было сделать несколько шагов, чтобы согреться. Воины мужественно выносили пытку. Лишь под утро один не выдержал и побежал в сторону тепла. Только он открыл дверь бани, как упал мертвым. В ту пору не спал один стражник по имени Аглаий. Он взглянул на озеро и увидел над головой каждого мученика светлый венец. Аглаий разбудил охрану, сбросил с себя одежду и вошел в воды озера. «Я тоже христианин!» - провозгласил он. На утро все севастийские воины и Аглаий были казнены. Христиане с честью погребли останки мучеников.
По материалам Радио Вера (radiovera.ru)
Накануне праздников, вечером 21 марта, в храме в честь Минской иконы Божией Матери было совершено Всенощное бдение. Богослужение совершил настоятель протоиерей Александр в сослужении иерея Святослава и диакона Михаила.
Был совершён полиелей с величанием сорока мученикам, в Севастийском озере мучившимся. После Великого славословия из Алтаря на середину храма был вынесен Честной Крест Господень и совершено поклонение.
В день праздников, 22 марта, утром были совершены две Божественные Литургии. Раннюю и молебен совершил иерей Святослав Рогальский,
позднюю – иерей Анатолий Дубинец в сослужении с диаконом Михаилом.
В своих проповедях священники особо отмечали цель выноса Святого Креста для поклонения и укрепления верующих в середине пути Святой Четыредесятницы, напоминали о подвиге святых мучеников Севастийских.
Половина пути Великого поста уже позади. Впереди ещё три недели, чтобы постараться очистить себя покаянием, сделать то, что было задумано перед постом, но ещё не получилось.
Пусть подвиг святых мучеников будет для нас примером мужества и твёрдости веры, а Честной и Животворящий Крест послужит для укрепления и поддержки на оставшийся период поста.
Поздравляем с праздниками и желаем духовной бодрости и крепости!