КРЕСТОНОШЕНИЕ: ВЫБОР ЕСТЬ
Слово в Неделю третью Великого поста
Сегодняшнее воскресенье - третья Неделя Святой Четыредесятницы. Обозначается весьма ясно и прозрачно: Крестопоклонная. Поскольку посвящена теме Креста. С одной стороны, это Крест Христов. С другой - личный крест каждого из нас. В любом случае, есть очень удобная возможность еще раз подумать над тем, что же это, собственно, такое - крест...
Крест в элементарном смысле - это орудие казни. Применявшееся в Римской империи... Казнь эта заключала в себе, помимо прочего, две главные особенности. Во-первых, она была очень мучительной и жестокой. Сопровождалась продолжительными страданиями, страшной болью и пыткой для распятого. Во-вторых, казнь эта была предельно унизительной. Она назначалась за самые тяжкие беззакония, к ней приговаривались отъявленные злодеи и особо опасные преступники. В продолжение пытки ко кресту могли подходить любые люди - и насмехаться над распятым, поносить, оскорблять его; его дразнили, в него плевали, бросали камни... Казнь эта состояла в том, что руки и ноги приговоренного прибивались гвоздями к деревянному кресту. И он мучительно и долго умирал. В таком положении он не мог сделать ни малейшего движения - ни рукой, ни ногой, ни вообще пошевелить телом. И из этого вытекает еще одна особенность распятия: со креста невозможно сойти, крест невозможно оставить. С креста можно быть только снятым...
Почему эту казнь, это орудие пытки - крест - избрал Господь наш Иисус Христос, чтобы спасти человеческий род от его падшести, проклятия и обреченности на вечную смерть? Это остается для нас тайной - тайной домостроительства Божия, Его промысла о человеческом спасении. Господь всемогущ и, скорее всего, мог выбрать и какой-то иной способ. Он вообще мог, видимо, и не допустить грехопадения людей, но, вероятно, это было бы связано с тем, что у человека пришлось бы отнять свободу. А значит человек не стал бы человеком - образом Божиим, который свободен в своем волеизъявлении, который может самостоятельно выбирать добро и зло. И человек избрал зло, избрал путь нарушения заповеди, избрал исход из Эдемского сада, покрытого любовью Божией, на грешную землю, где царит скорбь и страдание. И это дает нам нить к пониманию того, что, собственно, такое крест в духовном смысле...
Крест есть неотъемлемое следствие нашей падшести. Крест неотделим от человеческой природы в ее поврежденном состоянии, а точнее - от телесной ее составляющей. Поскольку мы телесны - мы и несем свой крест... Крест - это наше служение плоти, крест - это наша работа для мира материальных ценностей, мира, в котором мы живем, который нас окружает. Пригвоздить ко кресту можно только тело - душу распять, прибить к дереву невозможно. Потому что она невещественна.
Разумеется, плоть самым непосредственным образом влияет и на душу, дух человека, а потому и крест распространяется на духовную составляющую нашей личности. Главным образом, это касается всего, что связано с человеческой немощью, грехами и страстями. Ибо это тоже крест! И если уж подбирать наиболее доступный для общего понимания синоним, то вернее всего будет сказать, что крест - это вообще скорбь. Он может связывать и дух наш, но лишь постольку, поскольку дух связан телом, "...ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет" (Лк. 12, 34). Сердце распинается именно потому, что само привязывается к земному. Отсюда и мысль "Лествицы", автор которой от лица Божественной Любви, а по сути от лица Самого Господа говорит: "...доколе ты... не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она".
Поэтому крестоношение и сораспятость является уделом каждого человека - просто по факту того, что он принадлежит к человеческому роду. Неважно, понимает он это или не понимает, принимает или не принимает, вообще - верующий он или неверующий, христианин ли он, православный ли, живет ли он духовной жизнью, церковной ли жизнью - он все равно несет в жизни сей свой крест! Как следствие своей плотской природы... Он может осуждать это, роптать, гневаться на это, может воздвигать хулу на Бога за это, но - ничего не поможет! Потому что сойти с креста нельзя...
Именно поэтому, например, святые отцы учат монашествующих не переходить из одного монастыря в другой, не покидать свою обитель - потому что это бессмысленно. От креста не уйдешь. Может быть только хуже, ибо попытки лишних движений на кресте лишь причиняют боль... Но то же самое относится и к мирским людям. Ну, например: вышла женщина замуж. Муж ее оказался пьяницей - она возмущается, она не хочет так жить, она бунтует против этого, бросает своего мужа, выходит за другого. Тот - хороший человек, не курит, не пьет, у него много денег, он благополучен и порядочен, одно слово - хороший человек. Но со временем оказывается, что он... ну, блудник, например. И ничего не может поделать с этой страстью. И вообще - не склонен воспринимать ее как страсть и обсуждать сию проблему со своей женой. И через некоторое время эта женщина в отчаянии крикнет: "Да лучше бы ты пил!" Потому что первый крест оказывается легче. Удобней...
Может показаться, что некоторые люди все-таки не несут креста на земле. Есть такие персонажи, которые, действительно, живут как бы вообще без скорби. Более того, они могут купаться в роскоши, совершать мыслимые и немыслимые грехи и беззакония - и их не преследуют никакие беды, напасти и воздаяния. Во всяком случае, внешне... Они не болеют и живут до ста лет. Умирают легко и быстро. На их похороны собирается много народа, их хоронят торжественной процессией и говорят замечательные речи. Похоже, что такого человека миновал крест... Но, на самом деле, ему достался, может быть, самый тяжелый и страшный крест - крест богооставленности. Крест будущих адских мучений, которые непременно следуют за попиранием здесь, на земле, Божиих законов, заповедей Христовых.
Отсюда может возникнуть вопрос: а в чем же тогда заключается наша свобода, если мы, так или иначе, висим на кресте и ничего с этим поделать не можем? И зачем тогда человеку Христос, если Бог ничего не меняет в крестоношении человека?
Да все дело в том, что только Бог и может влиять на наше крестоношение! Только Он един и волен облегчить этот крест и вообще сделать его практически нечувствительным для нас. И делает Он это именно через нашу свободу! У нас нет свободы выбора - висеть или не висеть на кресте, но у нас есть выбор - где нам висеть: справа от Креста Христова или слева от него... Ибо со Христом на Голгофе были распяты два разбойника - и один из них хулил и поносил Его, другой же, наоборот - благословил. Так вот наша свобода заключается в том, чтобы избрать, по какую сторону мы от Спасителя.
Выбор осуществляется просто: либо благословением Господа, нашей благодарностью Ему за все те скорби, которые Он нам посылает, и терпеливым несением этих скорбей, либо - ропотом и неприятием своего креста.
Да, мы в любом случае разбойники, справа мы или слева, в любом случае заслуженно распяты, но если мы избираем десную сторону, то должны вслед за благоразумным разбойником произнести простые слова: "Достойная по делом своим приемлю" (ср.: Лк. 23, 41). Через это Господь - и только Господь! - дарует нам, пожалуй, единственное средство, которое делает крест, по слову Евангелия, игом благим и бременем легким (Мф. 11, 30). Дар Божий, о котором идет речь, - одна из величайших добродетелей христианских - добродетель смирения. Только смирение может сделать крест легким! Потому что для смиреного человека вообще, по сути дела, не существует скорбей и тяготы - если это совершенное смирение. Он все воспринимает как данность Божию, как посланное Христом Спасителем, то есть как это и есть на самом деле. Он терпеливо и с благодарностью Богу переносит любую немощь окружающих его людей, любую их болезнь - хоть рядом с ним пьяница, хоть блудник, хоть парализованный человек или человек прокаженный - он принимает это как болезнь и несет немощь другого. Он невозмутимо и без смущения относится к различным обстоятельствам своей жизни и ко всякому проявлению своего внутреннего человека - будь то талант или слабость, взлет или падение, добродетель или страсть, благое дело или грех. И принимая это, понимая это, благодаря за это Бога, он делает это для себя легким, даже невесомым - для него креста практически уже не существует.
Ну и тем более не стоит даже говорить о том, что только Господь способен нас вообще снять с этого земного креста. Снять и ввести в Царство будущего вечного блаженства, где никаких крестов и вовсе нет! Нет ни плача, ни боли, ни стона. Где только свет и радость (см.: Откр. 21, 4, 23-25)! Как говорит нам святой апостол Иоанн Богослов в своем Откровении... Давайте же возблагодарим Господа за то, что Он даровал нам возможность, по великой Своей милости, двигаться к своему спасению; за то, что Он даровал нам возможность войти в Царство вечной славы. И независимо от того, легок ли для нас земной крест вследствие нашей добродетельности, либо этот крест жизненный вследствие нашей страстности тяжел, - так или иначе, давайте выбирать десную сторону и вслед за благоразумным разбойником повторять: "Помяни мя, Господи, егда приидиши во Царствии Своем" (ср.: Лк. 23, 42)!
Иеромонах СЕРГИЙ (Родченко).
Произнесено за Божественной литургией
в женском скиту Покрова-на-Колпи
с. Матвеевка Селивановского р-на Владимирской обл.
(подворье Троице-Сергиевой лавры)
22 сентября 2013 г.