Новости

Клирик Свято-Георгиевского прихода принял участие в ХХ Международных Кирилло-Мефодиевских чтениях

31.05.2014 Новости благочиния

 Клирик Свято-Георгиевского прихода, иерей Андрей Надумович, принял участие в ХХ Международных Кирилло-Мефодиевских чтениях, посвященных Дням славянской письменности и культуры.

 Организаторами Чтений являются Министерство образования и Министерство культуры Республики Беларусь, Белорусский экзархат Русской Православной Церкви, Институт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета, Белорусский государственный университет культуры и искусств. В научном форуме приняли участие представители вузов Беларуси, России, Украины, Германии, Турции, Азербайджана.

 В ходе Чтений состоялась работа ряда конференций: «Духовное возрождение общества и православная книга», «Христианство в белорусской культуре и духовности», «Уроки истории: первая мировая война в судьбах народов Европы» и др., круглые столы и выставки.

 Иерей Андрей Надумович выступил с двумя докладами на темы: "СЛАВЯНСКАЯ ИДЕЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО", "ГЕРМАНИЯ И НЕМЦЫ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО"

 На Чтениях состоялось обсуждение актуальных вопросов богословия, философии, истории, взаимодействия Духовных и светских учебно-научных центров в деле осмысления уроков истории. По результатам работы XX Международных Кирилло-Мефодиевских чтений будет выпущен сборник материалов.
 
 Краткий обзор докладов:

СЛАВЯНСКАЯ ИДЕЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Проблема единства славян является крайне сложной и противоречивой, несмотря на факт общего происхождения славянских народов. В историософии единство славян зачастую рассматривается как сугубо геополитическое явление, желаемое в том или ином случае, что приводит к безжизненным проектам неустойчивых общественно-политических объединений, пытающихся их воплотить. Всё это подвергает нескончаемой проверке на прочность те узы, которыми связала славян тысячелетняя история.

Ф.М. Достоевский был убежден в необходимости признания обществом Православной Церкви как духовного начала и носителя истинной культуры. Последнюю должна принести миру православная Россия, предназначенная Богом для этой миссии: народ русский свято сохраняет Пресветлый Лик Христов, дарующий ему богочеловеческую любовь и силу для духовного единения со всеми другими народами и для радостного евангельского служения им. По мысли Ф.М. Достоевского, только освященное и просвещенное Христомславянство (курсив наш – А.Н.) обретает свое непреходящее значение в мировой истории и черезвсеславянство ведет к всечеловечеству, поэтому все, что является православным, стремится к одной цели: к братскому единению всех людей посредством евангельской любви и жертвенного служения всем людям.

 

ГЕРМАНИЯ И НЕМЦЫ В ФИЛОСОФСКОМ

ОСМЫСЛЕНИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

«Дневнике писателя» Достоевский говорит о воинственности немцев, разгуле немецкого милитаризма, «гордости и шовинизме» и даже о настроенности их против русских. Так, в августовском выпуске «Дневника писателя» за 1876 год Достоевский вспоминает о своих попутчиках, рассуждающих о военном и экономическом положении России: «Как только въехали в немецкую землю, – пишет Достоевский, – так тотчас же все шесть немцев нашего купе <…> заговорили между собою о войне и о России. <…> С торжествующим и даже несколько с надменным спокойствием они сообщили друг другу, что никогда еще Россия не была в таком слабом состоянии по части вооружения и проч. <…> Я счел «патриотическим долгом» возразить <…> что все их цифры и сведения преувеличены в дурную сторону …<…> Немцы не сделали мне ни одного возражения, они лишь улыбались словам моим, но не высокомерно, а даже ободрительно, совершенно уверенные, что я, как русский, говорю, лишь защищая русскую честь, но по глазам их было видно, что не поверили мне ни капли и остались при своем» [Дневник писателя за 1876 год, май – октябрь].

Писатель усматривает некий странный перепад внутри одной нации, немцев-победителей он изображает следующим образом: «… они до того тогда восторжествовали, что принялись оскорблять русских. Русских в Дрездене было тогда очень много, и многие из них передавали потом, что всякий, даже лавочник, чуть лишь заговаривал с русским, <…> тотчас же старался ввернуть: «вот мы покончили с французами, а теперь примемся и за вас». Эта злоба вскипела в народе сама собою, несмотря даже на все то, что говорили тогда газеты, понимавшие политику России во время войны…<…> Это почти невольно проявившееся ожесточение против русских даже мне показалось тогда удивительным, хотя я всю жизнь мою знал, что немец всегда и везде, еще с самой Немецкой слободы в Москве, очень-таки не жаловал русского» [Дневник писателя за 1876 год, май – октябрь].

Это стало своего рода пророчеством великого писателя. Достоевский уже в конце 70-х годов XIX века изобразил проявление немецкого национализма как явления массового, охватившего весь народ, проявление внезапной злобы против русских, которая «сама собою» вскипела в народе после победы немцев над французами. Здесь можно увидеть своего рода предупреждение об опасности, которая позднее нависнет над Россией и всем миром. Позже, в «Дневнике писателя» за 1877 год, Достоевский также отмечает, что «самоупоение, гордость и совершенная вера в свое необъятное могущество чуть не опьянили всех немцев поголовно после франко-германской войны» [Дневник писателя за 1877 год, январь – август.].

Различия между Россией и Германией, Россией и государствами Западной Европы выводятся у Достоевского за пределы национальных различий. Проблема «Россия и Запад» приобретает у Достоевского параметры проблемы «Славянский мир и Западный мир». Именно в контексте отношений России и Запада, в контексте проблемы «Россия – Европа» встает у Достоевского проблема русской самобытности, являющаяся для писателя одной из ключевых в понимании будущего России.

Все фото

Кликните для увеличения и просмотра