Из духовной беседы архимандрита Софрония (Сахарова) о том, как проводить Великий пост.
Сегодня и вчера у меня болит сердце, и странным образом болит. Я молил Бога: не сейчас дай мне совершить дело жизни моей, и вот завершение дела жизни моей.
Я начну говорить с вами о том, как провести пост. Вы помните, что я говорил вам о моем методе, который советую вам усвоить – метод этот такой: увидеть нашу конечную цель и к ней идти, начиная с азов.
Что касается поста, то тот же принцип, но в уменьшенных масштабах надо составить себе.
Надо понять, что 50 дней поста предложены нам для приготовления к восприятию воскресения из мертвых.
Когда мы построим так картину свою, что начинается теперь подвиг – наше вдохновение умножается тем, что сотни миллионов людей-христиан будут хранить сей пост.
Путь к воскресению для самого Бога воплощенного лежал через страдания. Тайну страданий мы поймем лишь после, вначале мы принимаем это как условие нашего роста в Боге, как условие нашего развития для восприятия слова Божия и усвоения путей Его в деятельной жизни.
Итак, если мы составим картину на Великий пост и будем видеть, как один Человек на земле решил в Самом Себе пойти на Голгофу и разорвать железный обруч проклятия за Адамов грех, претерпеть всё положительно, на всей Земле никем не понятый, никем по-настоящему не воспринятый. Когда Он завершил это дело, то сказал: «Дерзайте, я победил мир».
«Единым человеком, – говорит апостол Павел, – вошел грех в мир. И единым Человеком приходит спасение».
Правда, я теперь, на старости лет, могу сказать, что у меня отнято это наслаждение Великого поста. На Святой горе, живя в монастыре, который был самый бедный монастырь и самым трудный в смысле поста, я переносил этот пост с радостью и легко. Теперь я не могу сделать этого, я лишен этого благословения и счастья.
В гениальном создании годового круга богослужения этот пост занимает исключительное место. Эти тома служб поста, куда в значительной мере входят тексты из Ветхого Завета, являются учением, часто выраженным с невероятно высоким даром поэзии. Для примера, ирмосы канона, который будет петься: «Помощник и покровитель, бысть мне во спасение – сей мой Бог и прославлю Его, Бог отца моего и вознесу Его. Слава Его прославися».
Вдохновляющие слова, включающие в себя великий смысл, то, что мы называем преданием. Живое предание, прежде всего, сказывается в духе жизни. Учение догматическое приходит позднее, сначала сердце любит Господа и идет вслед Ему, куда бы Он ни пошел, а потом добавляется постепенно несравненное наслаждение постигать пути спасения всего мира.
Итак, повторяю вам, пока это не укоренится в ваших сердцах и в ваших умах, что такой путь есть путь спасения. Хотя это так, в наше время, к сожалению, выдержка наших организмов, с детских лет потрясенных пламенем нервной системы, страшно уменьшилась. В прежнее время так много было подвижников, которые могли без еды проводить недели, месяцы, подражали воздержанию Христа в Его пост в пустыне 40 дней перед выходом на проповедь.
Теперь сравнительно редко является это постижение, причем отмечаю с болью в сердце одно весьма жалкое явление.
По соображениям медицинского порядка люди способны выносить пост, но ради Бога ничего не идет, потому что есть какой-то дух, который препятствует всякому делу в следовании Христу.
В прежние годы здесь те, которые могли, воздерживались до пятницы, почти что до субботы, но это было не для всех. Первый день вообще кухни нет. Начиная со второго дня, готовится чай или что-то в этом роде.
Некоторые три дня не ели, некоторые только два дня. Причем, странное явление, первые дни очень тяжело даются. На второй день, во вторник, начинает кружиться голова, после этого в среду возможен перелом и облегчение поста для организма, но для сестры, может быть, это невозможно даже один день, в силу ее болезни.
На Афоне первый день поста для многих был тяжел, потому что были крепкие мужики. Выделения желез для пищеварения, не находя товара в желудке, начинали разрушать сам желудок людей. В таком случае надо, чтобы в понедельник они что-то ели, чтобы не повредить желудков.
Итак, я не готов сейчас перечислять всех вариаций органических, кому что нужно, кому что возможно. И мы держимся этого метода – не обязательно воздержание полное в течение всей недели. Не обязательно воздержание даже до среды, до первой литургии Преждеосвященных Даров. Не обязательно даже первый день провести совсем без пищи, пусть каждый изберет по силе своей, пусть каждый добровольно идет на тот подвиг, который перед нами открывается.
И так они в состоянии будут пройти пост без того, чтобы потерять настоящую цель поста – встретить в нашей плоти тленной благодать Воскресения.