Одна из самых известных и любимых родительских суббот года приходится на ноябрь. Это Димитриевская суббота, название которой связано с именами двух святых.
Обычно она отмечается в ближайшую ко дню памяти великомученика Димитрия Солунского субботу. Он жил в первые века христианства, служил проконсулом императора, но в отличие от большинства римских подданных не выступал против последователей Христа, а наоборот защищал их, за что и был казнен. А традиция осеннего поминовения, согласно преданию Русской Церкви, была введена святым благоверным князем Димитрием Донским в память о погибших на Куликовом поле. Со временем Димитриевская стала просто днем молитвы об усопших, когда верующие приходят в храм на заупокойное богослужение, жертвуют на нужды церкви и раздают милостыню в память о своих умерших родных и близких.
Это последняя родительская суббота в году. Следующие дни поминовения приходятся уже на подготовительный к посту и великопостный периоды. Но память нужна умершим не только в специально отведенные для молитвы дни, а в течение всего года. Усопших поминают на каждой Литургии, а по просьбам верующих в храмах совершаются панихиды, краткие заупокойные службы (литии) могут совершаться также и на могилах.
Именно молитвенная забота, утверждал святитель Иоанн Златоуст, нужна душам в загробном мире, а не богатое украшение мест их захоронения (хотя на могиле, конечно, тоже должны быть чистота и порядок). Молитва живых, по словам святых, облегчает посмертную участь умерших. Необходима она и тем, кто ее творит: апостол Иаков призывал: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться», а святитель Иоанн Златоуст говорил, что приношения, моления, милостыни «установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга».
Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях и сродниках. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.»
Это последняя родительская суббота в году. Следующие дни поминовения приходятся уже на подготовительный к посту и великопостный периоды. Но память нужна умершим не только в специально отведенные для молитвы дни, а в течение всего года. Усопших поминают на каждой Литургии, а по просьбам верующих в храмах совершаются панихиды, краткие заупокойные службы (литии) могут совершаться также и на могилах.
Именно молитвенная забота, утверждал святитель Иоанн Златоуст, нужна душам в загробном мире, а не богатое украшение мест их захоронения (хотя на могиле, конечно, тоже должны быть чистота и порядок). Молитва живых, по словам святых, облегчает посмертную участь умерших. Необходима она и тем, кто ее творит: апостол Иаков призывал: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться», а святитель Иоанн Златоуст говорил, что приношения, моления, милостыни «установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга».
Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях и сродниках. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.»
(С использованием материала https://foma.ru)
Необходимо помнить, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
На земле уход из жизни – удел каждого рождённого существа.
И момент смерти – это как момент истины. И этот момент очень важен для души, для её жизни в вечности. Мы верим всем сердцем, что наши ушедшие близкие и любимые люди благополучно перешли в жизнь вечную. Мы надеемся и желаем встретиться с ними и вновь обрести неописуемую радость, чтобы Господь собрал нас всех у Себя на Небе.
Но давайте вспомним, как умерли те, кого мы вспоминаем сегодня, и о ком мы хотим вознести свои молитвы. Была ли их кончина мирной и непостыдной, а может, умерли они внезапно и без покаяния, или погибли в бою, или пострадали от чьей-то халатности, или отошли в мир иной после тяжкой болезни…
Давайте восполним своими молитвами и благими делами, своей милостыней ту меру добра, которая осталась без участия вашего ушедшего близкого, ту меру покаяния, которую он не успел вознести к Богу. Хотя бы попытаемся это сделать так, как мы себе это представляем и как нам это представляется доступным. Пока мы живы, мы можем помочь своим близким. И они, будучи пред Господом, в Царстве Небесном, так же помолятся о нас. И детей своих надо успеть приучить к этой прекрасной и полезной традиции, к этой необходимости, чтобы никогда не прерывалась связь земли и Неба. Куда мы без Неба? Ведь Небо – это место нашей будущей встречи.
5 ноября 2021 г, в Свято-Георгиевском приходе г. Минска совершилась великая панихида-«парастас».
А в субботу, в 9:00- литургия. Божественную Литургию совершил настоятель протоиерей Александр в сослужении с диаконом Михаилом. По окончании Литургии духовенством храма была совершена Панихида.
Храм был заполнен прихожанами, пришедшими помолиться о упокоении своих сродников, близких, друзей и всех усопших православных христиан.
Настоятель протоиерей Александр обратился к собравшимся с проповедью, в которой рассказал об истории установления этого дня поминовения и обратил внимание на важность молитвы за усопших.
Настоятель протоиерей Александр обратился к собравшимся с проповедью, в которой рассказал об истории установления этого дня поминовения и обратил внимание на важность молитвы за усопших.