Новости

8 октября Русская Православная Церковь чтит память «Игумена всея Руси» Сергия Радонежского.

07.10.2016 Общецерковные новости

8 октября (25 сентября) наша Святая Церковь отмечает преставление Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392).

Клирик Рождества Богородицы Снетогорского монастыря протоиерей Александр Савельев о Преподобном Сергии Радонежском:

«Святая Церковь празднует память Преподобного Сергия Радонежского, его блаженную кончину.

Сергий Радонежский - это человек, который чем-то непередаваемо близок каждому русскому. Отчего? Да оттого, что он являет собой тот национальный тип русской святости, который нам и близок, и понятен. Это подметил ещё известный русский историк В.О. Ключевский.

Простота, смирение, чуждые всего внешнего и показного, а вместе с тем, глубочайшая внутренняя сила и мощь, укоренённые в Боге. Это образ рыбака, забрасывающего невод, по слову Господа, но перенесённый на нашу почву и в наши широты.

Преподобного Сергия называли и называют «Игуменом земли Русской», но это игуменство понимается не как атрибут власти и внешней силы, а как звание духовного, духоносного предводителя, сильного своим нравственным и благодатным обликом. Это всегда чувствовалось и осознавалось народом.

Придите в любое время к раке Преподобного Сергия и вы всегда увидите нескончаемый поток людей. Людей самых разных и по положению, и по возрасту, и по материальному достатку. Но всех их объединяет любовь к Преподобному, и тяга к нему, как к источнику благодати и нравственной силы. А тяга к Богу, к благодати, к святости есть идеалы Святой Руси. Вот и получается, что у раки преподобного Сергия мы встречаемся с живою и нескончаемою Святой Русью».

Преподобный Сергий Радонежский – светильник Русской православной истории, родился в селе Варницы под Ростовом 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии, и был назван в Святом Крещении Варфоломеем. В1337 году принял пострижение в монашество с именем святого мученика Сергия и положил начало монашескому жительству во славу Живоначальной Троицы близ Радонежа.

Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом.

В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным.

И сам Преподобный, и его ученики основывали скиты, монастыри по всей Русской земле, выстраивая сакральную страну, которая стала называться «Святая Русь». Людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Достигнув глубокой старости, Преподобный Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. В безмолвном уединении Преподобный Сергий Радонежский преставился ко Господу 25 сентября 1392 года. Преподобный Сергий Радонежский является покровителем русского монашества и великим молитвенником о монашествующих и учениках.

pskov-eparhia.ellink.ru

 

О преподобном Сергии Радонежском, его времени и уроке для нас делится впечатлениями настоятель Елоховского собора протоиерей Александр Агейкин.

Имя этого удивительного святого известно каждому христианину — не только православным, но и живущим за пределами нашей страны и исповедующим веру во Христа. Только в пределах России почти шестьсот храмов имеют либо главный престол, либо придел, освященный в честь этого преподобного. Это о многом свидетельствует.

Он родился в начале XIV века, в период татаро-монгольского нашествия, порабощения, апогея в отношениях между Русью и Ордой. Для нас этот святой — не просто историческая память. Память о нем дает нам необходимый нравственный урок.

Молитва, раздвигающая границы

Мы живем сегодня в непростом обществе, каждый из нас является частью государства. Твое поведение как гражданина, как части общества чрезвычайно важно.

Жизнь преподобного Сергия ярко свидетельствует об этих отношениях — о ценностях, которые выбирает человек.

Преподобный Сергий не думал о своем авторитете и значении для людей. Он ушел от мира. Можно сказать, вычеркнул себя из него. Он ушел в Радонежские леса, поселился в такой аскетической обстановке, что даже его родной брат не выдержал тягот, легших на плечи молодых отшельников, для которых существовал только Бог и молитва.

Эта молитва раздвинула границы отшельничества и привлекла многих людей — и простых, и знатных.

Этот выбор и стойкость преподобного для нас очень важны.

Преподобный жил при двух святителях — святителе Алексии Московском и его преемнике святителе Киприане. Это был непростой период для Святой Руси — во-первых, собирание страны вокруг Москвы, во-вторых, борьба за власть — не только княжескую, но и духовную. Во всех этих моментах преподобный являет для нас образец стояния в верности Богу. Он был вне всех этих событий — и в то же время их активным участником.

Можно было бы быть просто внешним свидетелем этой борьбы, не участвовать в ней — а можно мудростью от Бога ситуацию выправить. Этим для нас образ преподобного Сергия и ярок.

Святой против интриг

Когда святитель Алексий был уже немощен, именно в преподобном он видел своего преемника. Святой категорически не соглашался на это — это было немыслимо для его духовного устроения. После смерти святителя мы видим активную борьбу среди духовных лиц за Киевский, Московский и всея Руси митрополичий престол.

Здесь были интриги и князя Дмитрия Донского, которого мы тоже чтим как святого — во многом благодаря преподобному Сергию! Ставленник со стороны князя, один из его друзей, быстро стал архимандритом, а потом и кандидатом на митрополичий престол. В борьбу активно включился святитель Дионисий Суздальский. Все кандидаты устремились в Константинополь, в котором тоже в то время была нелегкая ситуация, и за ней кандидаты на епископские кафедры Руси следить не успевали — так поспешно сменялись императоры и патриархи…

В этой борьбе преподобный оставался самим собой — он и Бог. Когда святитель Киприан — законный, канонический — отправился на московский престол, князь Дмитрий Донской его не принял — унизил, ограбил, изгнал из пределов своего княжества. Как поступил преподобный? Он перестал общаться с князем. И видя силу его авторитета, глубину его советов, князь вынужден был исправиться, смириться, стать другим, отбросить свои человеческие амбиции и последовать наставлению старца.

Мы знаем из истории этот сюжет: князь Дмитрий Донской получает благословение преподобного перед Куликовской битвой. Но ведь это благословение — не просто молитвенное предстояние перед святым, а акт покаяния. Преподобный князя не принимал и не благословлял, требуя от него смирения своей гордыни, а в обмен на это — оправдания в глазах Божьих. Благословение накануне Куликовской битвы — это результат раскаяния князя.

Святитель Киприан

После Куликовской битвы, когда Господь даровал победу русскому воинству, когда на Куликовом поле объединилась вся Русь — мы снова видим результат действий и слов преподобного Сергия, молившегося во время боя. Князь принимает святителя Киприана, одного из мудрейших людей своего времени.

Сегодня мы мало знаем о святителе Киприане. А он был очень деятельным и образованным человеком. В его лице Святая Русь восприняла святого, очень близкого по духу и святителю Алексию, и преподобному Сергию Радонежскому. Святитель Киприан начал реформу богослужения на Руси, им были принесена на Русь афонская традиция умного делания. Киевская Псалтирь, миниатюры которой нас до сих пор вдохновляют и восхищают, была составлена протодиаконом митрополита Киприана. Святитель много трудился над переводами южно-славянских рукописей на привычный для Руси язык, приводил богослужения в достойный вид.

Преподобный Сергий и ближние

Ученики преподобного Сергия — особый разговор.

Более сорока учеников, выросших у ног этого молитвенника, более сорока основанных ими обителей! Среди них такие жемчужины и форпосты духовной жизни как Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь, Саввино-Сторожевский монастырь…

Все это — труды подвижника, предпочитавшего уединенную молитву.

В связи с образом преподобного Сергия я хочу обратить внимание еще и на данное им яркое свидетельство о заповедях Божьих. Несмотря на свое стремление к монашеской жизни, он до самого конца понес заповедь почитания и попечения о своих родителях. Сегодня многие приходят и жалуются: «Папа и мама мешают моей духовной жизни! Не отпускают меня ни в монастырь, ни по святым местам!» Я в ответ на это всегда привожу в пример преподобного Сергия, который был возле своих родителей, неся это послушание, исполняя заповедь Божью. Лишь проводив родителей в путь всея земли, счел возможным приступить к собственному духовному деланию, к монашескому подвигу.

Внимайте себе, братия!

Образ преподобного должен быть для нас ярким и поучительным. Мы должны не просто вспоминать об этом святом, а применять его образ жизни и мысли в своей жизни.

Хочется вспомнить слова из завещания преподобного, переданные его учеником, составившим его первое житие.

Самым главным преподобный Сергий считал внимательное отношение к себе: «Внимайте себе, братия! Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».

Эти слова стали заветом для всех нас.

Подготовила Мария Сеньчукова

www.pravmir.ru

Все фото

Кликните для увеличения и просмотра