Имя этого удивительного святого известно каждому христианину — не только православным, но и живущим за пределами нашей страны и исповедующим веру во Христа. Только в пределах России почти шестьсот храмов имеют либо главный престол, либо придел, освященный в честь этого преподобного. Это о многом свидетельствует.
Он родился в начале XIV века, в период татаро-монгольского нашествия, порабощения, апогея в отношениях между Русью и Ордой. Для нас этот святой — не просто историческая память. Память о нем дает нам необходимый нравственный урок.
Молитва, раздвигающая границы
Мы живем сегодня в непростом обществе, каждый из нас является частью государства. Твое поведение как гражданина, как части общества чрезвычайно важно.
Жизнь преподобного Сергия ярко свидетельствует об этих отношениях — о ценностях, которые выбирает человек.
Преподобный Сергий не думал о своем авторитете и значении для людей. Он ушел от мира. Можно сказать, вычеркнул себя из него. Он ушел в Радонежские леса, поселился в такой аскетической обстановке, что даже его родной брат не выдержал тягот, легших на плечи молодых отшельников, для которых существовал только Бог и молитва.
Эта молитва раздвинула границы отшельничества и привлекла многих людей — и простых, и знатных.
Этот выбор и стойкость преподобного для нас очень важны.
Преподобный жил при двух святителях — святителе Алексии Московском и его преемнике святителе Киприане. Это был непростой период для Святой Руси — во-первых, собирание страны вокруг Москвы, во-вторых, борьба за власть — не только княжескую, но и духовную. Во всех этих моментах преподобный являет для нас образец стояния в верности Богу. Он был вне всех этих событий — и в то же время их активным участником.
Можно было бы быть просто внешним свидетелем этой борьбы, не участвовать в ней — а можно мудростью от Бога ситуацию выправить. Этим для нас образ преподобного Сергия и ярок.
Святой против интриг
Когда святитель Алексий был уже немощен, именно в преподобном он видел своего преемника. Святой категорически не соглашался на это — это было немыслимо для его духовного устроения. После смерти святителя мы видим активную борьбу среди духовных лиц за Киевский, Московский и всея Руси митрополичий престол.
Здесь были интриги и князя Дмитрия Донского, которого мы тоже чтим как святого — во многом благодаря преподобному Сергию! Ставленник со стороны князя, один из его друзей, быстро стал архимандритом, а потом и кандидатом на митрополичий престол. В борьбу активно включился святитель Дионисий Суздальский. Все кандидаты устремились в Константинополь, в котором тоже в то время была нелегкая ситуация, и за ней кандидаты на епископские кафедры Руси следить не успевали — так поспешно сменялись императоры и патриархи…
В этой борьбе преподобный оставался самим собой — он и Бог. Когда святитель Киприан — законный, канонический — отправился на московский престол, князь Дмитрий Донской его не принял — унизил, ограбил, изгнал из пределов своего княжества. Как поступил преподобный? Он перестал общаться с князем. И видя силу его авторитета, глубину его советов, князь вынужден был исправиться, смириться, стать другим, отбросить свои человеческие амбиции и последовать наставлению старца.
Мы знаем из истории этот сюжет: князь Дмитрий Донской получает благословение преподобного перед Куликовской битвой. Но ведь это благословение — не просто молитвенное предстояние перед святым, а акт покаяния. Преподобный князя не принимал и не благословлял, требуя от него смирения своей гордыни, а в обмен на это — оправдания в глазах Божьих. Благословение накануне Куликовской битвы — это результат раскаяния князя.
Святитель Киприан
После Куликовской битвы, когда Господь даровал победу русскому воинству, когда на Куликовом поле объединилась вся Русь — мы снова видим результат действий и слов преподобного Сергия, молившегося во время боя. Князь принимает святителя Киприана, одного из мудрейших людей своего времени.
Сегодня мы мало знаем о святителе Киприане. А он был очень деятельным и образованным человеком. В его лице Святая Русь восприняла святого, очень близкого по духу и святителю Алексию, и преподобному Сергию Радонежскому. Святитель Киприан начал реформу богослужения на Руси, им были принесена на Русь афонская традиция умного делания. Киевская Псалтирь, миниатюры которой нас до сих пор вдохновляют и восхищают, была составлена протодиаконом митрополита Киприана. Святитель много трудился над переводами южно-славянских рукописей на привычный для Руси язык, приводил богослужения в достойный вид.
Преподобный Сергий и ближние
Ученики преподобного Сергия — особый разговор.
Более сорока учеников, выросших у ног этого молитвенника, более сорока основанных ими обителей! Среди них такие жемчужины и форпосты духовной жизни как Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь, Саввино-Сторожевский монастырь…
Все это — труды подвижника, предпочитавшего уединенную молитву.
В связи с образом преподобного Сергия я хочу обратить внимание еще и на данное им яркое свидетельство о заповедях Божьих. Несмотря на свое стремление к монашеской жизни, он до самого конца понес заповедь почитания и попечения о своих родителях. Сегодня многие приходят и жалуются: «Папа и мама мешают моей духовной жизни! Не отпускают меня ни в монастырь, ни по святым местам!» Я в ответ на это всегда привожу в пример преподобного Сергия, который был возле своих родителей, неся это послушание, исполняя заповедь Божью. Лишь проводив родителей в путь всея земли, счел возможным приступить к собственному духовному деланию, к монашескому подвигу.
Внимайте себе, братия!
Образ преподобного должен быть для нас ярким и поучительным. Мы должны не просто вспоминать об этом святом, а применять его образ жизни и мысли в своей жизни.
Хочется вспомнить слова из завещания преподобного, переданные его учеником, составившим его первое житие.
Самым главным преподобный Сергий считал внимательное отношение к себе: «Внимайте себе, братия! Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».
Эти слова стали заветом для всех нас.
Подготовила Мария Сеньчукова