Прп. Александр Свирский был величайшим угодником Божиим в Олонецком крае. Он воспитал целый сонм подвижников, а монастырь его оставался главной святыней Олонецкой епархии, куда ежегодно направлялись тысячи богомольцев из разных мест.
Прп. Александр, в миру Аммос, родился в Новгородской области, на берегу реки Ояти, в селении Мандера. Его родители, Стефан и Васса, являлись земледельцами и от односельчан особым богатством не отличались. Появление на свет Аммоса было связано с чудесным событием, случившимся с его родителями в Введенском монастыре, расположившимся неподалеку от Мандер. В монастырь супруги отправились для того, чтобы помолиться о даровании им ребенка, так как чадородие их надолго прекратилось. В одну ночь небесный голос возвестил им: “Радуйся, доброе супружество: се бо услыша Господь молитву вашу, и имате родити сына уиешению тезоименита: яко в рождестве его утешение церкви своей подати имать Бог”. Обетование Божие исполнилось, Васса родила сына Аммоса 15 июня 1449 года.
Долгое время отроку не давалась грамота. Опечаленный Аммос обратился с горячей молитвой к Божией Матери и вскоре стал лучшим учеником среди товарищей. После этого он начал ежедневно посещать храм, ел один хлеб, и то не досыта, спал мало.
Когда Аммос возмужал,родители хотели женить его, но его аскетические наклонности настолько окрепли, что он решился совсем оставить мир. У валаамских иноков, проходивших мимо родного села, Аммос узнал о монастырской жизни. А через некоторое время сам направился на Валаам. Во время ночлега близ Рощинского озера он услышал небесный голос, возвестивший ему, что “будет на сем месте, создаст обитель и многие будут спасены чрез него”.
На Валааме в возрасте 26 лет Аммос принял иноческие обеты. Родители прп. Александра тоже постриглись в монашество. После их смерти преподобный усилил свои подвиги. Днем он носил воду и дрова из леса, работал в пекарне, а ночью молился, предавая свое тело комарам. Утром первым являлся в церковь. Питался хлебом и водой. Его одежда, худая и обветшавшая, едва ли оберегала от зимних и осенних холодов. По прошествии 13 лет он покинул Валаам, чтобы исполнить Божию волю. Вернувшись на указанное место, построил хижину на юго-западном берегу Рощинского озера и в одиночестве провел 7 лет, питаясь не хлебом, а “былием, зде растущим”.
Спустя годы по окрестностям разнесся слух о прп. Александре, и некоторые пожелали присоединиться к нему. Одним из первых пришел его родной брат Иоанн. Число подвижников постепенно росло. Братья стали заниматься земледелием, хлеба хватало не только для самих насельников, но и для нищих странников. Прп. Александр все более изнурял себя постом, “жаждою и наготою телесною”, в самые сильные морозы носил одну одежду.
В 23 год своего поселения на берегу озера прп.Александр сподобился видения самого Бога, явившегося к нему в образе Святой Троицы. Он молился в своей отходной пустыни, когда большой свет озарил его келью и вошли в нее Три Мужа в светлом белом одеянии. Господь напомнил прп. Александру об устройстве храма и обители. “Якоже видиши в Трех Лицех Глаголюща с тобою, созижди церковь во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, единосущныя Троицы”. Потом Господь сказал : “Аз же ти мир Мой оставлю, и мир Мой подам ти” и стал невидим. Когда преподобный недоумевал, где поставить Троицкую церковь, явился ему ангел Божий в мантии и куколе и указал место.
Между тем число братии все умножалось, а священника в обители не было. Братия убедила прп. Александра принять священство и стать игуменом монастыря. От Серапиона, архиепископа Новгородского, получили благословение на строительство небольшой деревянной Троицкой церкви. Как игумен прп. Александр отличался кротостью и бдительностью. Не приказывал делать то или другое, а своим примером побуждал всех к труду.Сам ходил в пекарню, пек хлеб, рубил дрова. Однажды к празднику Святой Троицы в монастырь собралось много посетителей; но в поварне оказалось не хватало воды. Келарь Роман донес об этом преподобному, чтобы он приказал праздным инокам принести воды. Угодник Божий сам отправился за ней. По примеру прп. Феодосия Печерского прп. Александр имел обычай каждую ночь обходить келии иноков. Если он замечал, что в келии молились или читали книги, то прославлял Бога. Если же двое или трое сходились для пустых разговоров, то ударял в дверь и утром призывал собеседников к себе. Но не прямо обличал их, а говорил притчами издалека; если не замечал раскаяния, то налагал епитимью. Он учил, что покаяние есть путь и ключ Царствия Небесного, что приближаться к Богу нужно милостынею, любовию, послушанием, смиренномудрием, воздержанием, терпением, молитвою и постом. Многие издалека приходили к нему, чтобы получить разрешение от недугов и печалей.
Посетители делали пожертвования на прокормление братии и на строение обители. Великий князь Василий Иванович знал о преподобном и прислал искусных мастеров и множество материала на строительство келий для братьев и каменной Троицкой церкви.
За несколько лет до смерти прп. Александр задумал возвести еще один каменный храм – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Великий князь Василий Иванович снова оказал действенную помощь, послал архитектора, мастеров и необходимые материалы, которых нельзя было достать в Олонецком крае.
Когда было положено основание для Покровского храма, прп. Александр молился Божией Матери, чтобы помогла ему в нелегком деле устройства обители. Вместе с ним находился тогда его ученик, будущий прп. Афанасий Сяндебский. По окончании молитвы прп.Александр услышал голос: “Се Господь грядет и рождшая Его”. Выйдя из келии, он увидел свет над монастырем, а над основанием Покровской церкви, на алтарном месте Пресвятую Богородицу, сидевшую на престоле как царица и державшую на руках Господа Иисуса Христа как Младенца. Вокруг Нее было множество чинов ангельских. При этом небесная Покровительница сказала: “Вот Я пришла посетить тебя и посмотреть основание церкви Моей” и известила, что и после его смерти Она будет находиться при обители. Затем Божия Матерь показала прп.Александру множество иноков, шедших к основанию церкви, кто с камнями, кто с кирпичом, кто с другим материалом. “Это иноки тобою имуть быти наставлены на путь спасения”.
Пред смертию прп. Александр собрал братию и дал последние наставления: пребывать в заповедях Божиих, иметь между собою любовь, пребывать в Православии, хранить чистоту душевную и телесную и “не быти отнюдь пьянственному питию в обители сей”. При этом он сказал: “аще аз телесне и отхожду от вас, но духом с вами неотступно “.После этого преподобный мирно скончался 30 августа 1533 года, 85 лет от роду. Его погребли в отходной пустыни у правой стороны алтаря Преображенской церкви. После смерти преподобного вскоре стали совершаться исцеления при его гробе. Память прп.Александра Свирского отмечается Русской Православной Церковью 30 августа/12сентября.
С 1820 года в день Святой Троицы мощи прп.Александра торжественно переносились из Преображенского в Троицкий монастырь. Во время перенесения тысячи богомольцев проходили под ракою святого. В Духов день мощи возвращали обратно в Преображенский монастырь.
Прп.Александр еще при жизни удостоен был от Бога дара чудотворения и прозрения. Духовная прозорливость его видна из следующего случая. После освящения Троицкого храма богомольцы делали подношения в пользу обители. В числе других хотел положить в фелонь чего-нибудь некий Григорий из Пидмозера, преподобный не позволил ему. После службы Григорий подошел к нему и спросил причину отказа. На что преподобный ответил: “Правда я тебя не знаю и лица твоего никогда не видел, но то знаю, что рука твоя очень осквернена и мног от нея смрад исходит”. Затем напомнил ему, что он всегда бесчестит свою мать, бьет ее руками, толкает ногами и никогда не кается. Григорий сознался и просил наставления у угодника Божьего. Когда Григорий испросил прощение у своей матери и покаялся, то преподобный принял его приношения и дал благословение.