Новости

Святые жены-мироносицы – пример твердой веры и горячей любви к Богу

26.04.2015 Новости благочиния

  В третью неделю по Воскресении Христовом Православная Церковь празднует память святых жен-мироносиц, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.  Кто они были такие, и какой мы можем взять с них пример? Ответить на эти и другие вопросы наша редакция попросила  настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Донская» протоиерея Евгения Свидерского.

  — Кто такие жены-мироносицы, откуда они происходили, все ли они были родственниками апостолов?

  — Хоть не все, но таковых не мало. Это были и Марфа с Марией – сестры Лазаря, и Мария Клеопова, дочь Иосифа Обручника, ставшая женой апостола Клеопы. Упоминаются среди мироносиц также Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, мать апостолов Иоанна Боголова и Иакова. Житие Марии Магдалины среди этих святых жен, наверное, более всего известно многим христианам. О святых Сусанне и Иоанне знают не многие, хотя каждая из них своим служением Христу заслужила того, что память их отмечается в один день.  После перечисления конкретных имен говорится об «иных». Думаю, мы вполне можем допускать, что имена некоторых жен-мироносиц до нас не дошли. И это не должно удивлять. Проще сказать, мы празднуем память тех женщин, которые служили Господу при Его земной жизни. Служение это было схожим, но мироносицами их назвали потому, что они приготовили тело Спасителя к погребению, умастив его ароматами. Они не убоялись, в отличие от учеников-апостолов, находиться рядом с Господом и при распятии Его. Мироносицы не убоялись пойти ко гробу, где была стража. Это тоже было подвигом. Нужно понимать, читая евангельское повествование, что иудейские первосвященники всячески преследовали тех, кто пытался оказать достойное погребение Спасителю. Иосиф Аримофейский не побоялся этого сделать. Он был влиятельным человеком в иудейской среде, и тоже где-то можно было забеспокоиться о своем будущем.

  То, что происходило тогда, применимо к любому времени, даже к современности. Как ученики разбежались «страха ради иудейска» и оставили своего Учителя одного, так может произойти с кем-то из нынешних христиан. Если будет преследование за веру, то никто не знает, как он на самом деле поступит. Человек может сказать, как апостол Петр: «Даже если все предадут Тебя, Господи, но я Тебя не предам». Но Господь, как мы знаем, смирил апостола. Если вера наша где-то основана на самоуверенности, то Господь, видя это,  может смирить каждого из нас.

  Я считаю, что вера жен-мироносиц была основана на любви к Спасителю, а там, где есть любовь – та любовь, о которой говорит апостол Павел в своем «гимне любви» в послании к Коринфянам – вот эта любовь дает силы, самопожертвование. Тогда человек забывает себя и действует, совершенно не заглядывая вперед, совершенно не боясь последствий. За это мы и чтим жен-мироносиц, что они были верны Господу во всякое время: и во время жизни Спасителя, и во время Его распятия и погребения, и по Воскресении Его. Поэтому Церковь отмечает день памяти этих святых жен, которые служили Господу, и эти жены увенчаны вот такой славой.

  — С чем было связано то обстоятельство, что Христос не позволил Марии Магдалине коснуться Его?

  — Апостол Фома был один из тех, кто желал лично удостовериться, осязав те раны Спасителя, которые видел на Нем. И Господь это желание удовлетворил, явившись к ученикам и, в первую очередь, обратившись к Фоме. А Марии Магдалине воспрепятствовал осязать Себя. Я думаю, что у каждого из нас есть нечто личное, то, что присуще нам одним. Господь Сердцеведец знает нас лучше, чем даже мы сами себя знаем. Я думаю, что данное обстоятельство в случае с Марией Магдалиной было следствием ее каких-то личных качеств. Христос желал, чтобы вера Марии не требовала впоследствии каких-либо внешних ощущений. Как Господь сказал апостолу Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Может быть, если бы Мария Магдалина осязала воскресшее тело Спасителя, то в дальнейшем она бы постоянно желала того внешнего ощущения, что произошло бы с ней однажды. Это мнение святых отцов,  оно мне понятно, и я с ним согласен.

  — Чему мы можем научиться у жен-мироносиц, какой взять с них пример, назидание для себя? Каким примером они для нас служат, и как мы можем этот пример применить в своей жизни?

  — Прежде всего, когда мы поздравляем женщин с этим днем, нужно рассматривать этот праздник в контексте их церковного служения. Для себя я этот день вижу праздником для тех, кто уготовил себя служению Господу, на служение Церкви. Те, кто уподобляется женам-мироносицам в этом, тоже достойны того, чтобы их молитвенно почтили и оказали знаки внимания. Но, на широкую общественность переносить этот праздник, наверное, не правильно, потому что человек должен осознать, должен осознанно прийти к Богу. Как Господь говорит в Евангелии от Иоанна: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Это раскрывает нам тайну встречи со Христом. Пока эта встреча не произошла, человека поздравлять, наверное, не стоит. Ему будет не понятно, кто такие жены-мироносицы. Нет, может он воспримет это с радостью, ведь всегда человеку приятно, когда его поздравляют. Но все-таки здесь мы должны понимать, что Церковь выделяет в этот праздник особо тех, кто уготовил себя на служение Христу.

  Когда мы чтим память жен-мироносиц, как я уже отмечал, мы можем во главу угла поставить верность их служения, любовь ко Господу, мужество. Есть в церковном лексиконе такое словосочетание «мужемудренные девы». Оно удивительно. Такого прилагательного нигде не встретишь в светской литературе. Потому что только в христианстве были те девы и жены, которые получили мудрость, силу и мужество от Бога, которые присущи сильной половине человечества. Когда читаешь жития святых жен, удивляешься, как они исповедовали Христа даже до смерти, как не боялись никаких мучений, и многие с желанием даже шли на страдания. Они понимали, что это большая честь: сострадать Христу. И жены-мироносицы таковыми и были, потому что мудрость, которая исходила от Бога, давала понимание сущности их жизни. Когда они встретили Бога на земле, уже ничто земное не было для них важнее, чем то, что Бог им открыл. И поэтому они не боялись ни преследования иудеев, ни угрозы смерти. А таковая была. Ведь апостолы не просто так разбежались. Это было не какое-то устное предупреждение – уже тогда была угроза их жизни и дальнейшего существования. И вот страх породил в апостолах неверие. Не было у них еще той любви, которую стяжали мироносицы. Как раз-таки эта причина и повергла их в рассеяние.

  Поэтому святые жены-мироносицы действительно являются примером твердой веры и горячей любви к Богу. Вот это, прежде всего, я выделяю в них, и считаю, что это пример для подражания для всех нас.

  — Спаси Господи, отец Евгений, за беседу.

Беседовал Игорь Волынкин

georgievskoe.by

Все фото

Кликните для увеличения и просмотра